Митрополит Феодор совершил Чин прощения в Александро-Невском соборе

Сегодня в Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, Прощеное воскресенье в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда была совершена вечерня с Чином прощения, которую возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор.

За богослужением молились духовенство, монашествующие Волгоградской епархии и прихожане.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат архиерей и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни митрополит Феодор прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы.

По завершении вечерни глава Волгоградской епархии обратился ко всем с архипастырским словом:

«Се время благоприятное, сей день спасения. Сегодняшний день, возлюбленные, Иоанн Златоуст называет торжественным, радостным днем – днем приближения к Великому посту. Такая великая благодатная сила у этого поста! Он еще не начался, а уже есть. Мы, влекомые им, собрались сегодня под сей священный покров, чтобы взять благословение у Бога, принять прощение у ближних и начать священный путь Святой Четыредесятницы.

Пост – необходимость для каждого человека. В Раю Бог установил пост для Адама: Не вкушай плодов древа познания добра и зла. Насколько нам, возлюбленные, нужно уметь воздерживаться!

Перед каждым из нас мысленное древо познания добра и зла. Каждый день случай предлагает нам вкусить доброго плода или греховного. Если мы вкушаем от плода греховного, то познаём зло, оно вселяется в нас и действует в нас. А если мы вкушаем от плода доброго, то благодать Божия поселяется в нашем сердце, и, как говорит Апостол Павел, «уже не я живу, но живет во мне Христос». (Гал. 2:20)

 Как же нам пройти это поприще поста безбедно?

Когда мы видим, что жеребец ровно идет по дороге под уздой, то мы понимаем, что это достоинство не благородства животного, а силы уздечки. Так и человек, имеющий свою плоть, как некоего жеребца, если хочет ею управлять, должен надеть на неё узду поста, и тогда сможет пройти этот путь спокойно и ровно.

Чтобы мы понимали с вами о недостаточности чистоты телесной, вспомним притчу о десяти девах. Пять из них были мудры и пять – юродивы. В чем же заключалось их юродство? Все были девы, все были целомудренны и чисты. Чисты телом, говорил Иоанн Златоуст, но не умом и сердцем. Они позволяли себе помыслы о сребролюбии, зависть, лукавство, гнев, ложь. Лишенные, в отличие от первых, добрых дел, не имели светильников в своих руках, и оказались за дверями того города, в которые шли.

Так и нам, если мы хотим достичь Самого Христа, войти в Его любовь, то мало соблюдать пост. Нужно творить дела любви, развивать в себе добродетели, и тогда эти дела милосердия будут свидетельствовать о нас не только в жизни земной, но и после смерти. Когда душа предстанет на Страшный суд, они напомнят нам великие и страшные слова Христа: «а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф.6:15). Но сколько страха в этих словах, столько и сил, и надежд. Посмотрите, какую власть дает Бог человеку: оставляйте грехи ближнему своему, и Бог вам оставит. Спасение нашей души оказалось в наших руках. И только нам решать, спасемся мы или нет, в зависимости от того, сможем ли мы всех простить, кто нас обидел.

Следуя Слову Господню, прежде, чем принести свой дар Богу, дар воздержания, дар поста, Святой Четыредесятницы, я прошу у вас прощения. Только примирившись с вами смогу вступить на поприще духовного подвига».

Архиерей испросил прощения у духовенства и молящихся и положил земной поклон. Все в соборе ответно преклонили колена.

Затем каждый поднялся на солею, приложился ко Кресту, попросил прощения и получил архипастырское благословение на Великий пост. После этого прихожане подходили к иконами, которые держали в руках священники епархии, и все испрашивали друг у друга прощения.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

 

 

(174)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели