Митрополит Феодор совершил чтение первой части Великого покаянного канона

Сегодня, 27 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор во время великого повечерия совершил чтение первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда.

Во время чтения канона прихожане молились с зажженными свечами.

Тексты этого канона описывают знаменитые ветхозаветные события и образы и связывают их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

В завершение богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:

«Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с сегодняшним первым днем Святой Четыредесятницы. Мы послушали полный умиления и глубокого смысла канон преподобного Андрея Критского, который изобилует примерами из Священного Писания и различными духовными аллегориями. Мы наполняемся не только благодатью, но и особым сознанием нашего предназначения, нашего служения.

Подобным образом и Иоанн Златоуст предлагает нашему вниманию некое сравнение жизни земной и жизни духовной. Всякий пастух изгоняет своё стадо на поля, где есть сочная и вкусная трава. Стадо пасется до тех пор, пока не съест всю траву. Так и Церковь изводит нас на духовное пастбище поста, чтобы мы с вами напитывались благодатными смыслами, как драгоценной пищей.

Но среди животных бывают и здоровые, и больные. Одни во всем понимают меру, другие впадают в крайности: или объедаются и страдают, или недоедают и болеют. Так и у каждого из нас есть на дороге жизни много искушений. Двумя из них дьявол ловко уловляет любого подвижника – это уныние, или отчаяние, и нерадение, или беспечность. Первое не позволяет подняться упавшему, второе роняет и стоящего. Первое не позволяет приобрести много различных благ, а другое отнимает у человека и то, что он имеет. Первое низводит во глубину зол, на дно ада, а второе низвергает и с Неба.

Иуда был апостолом, но предав Христа, отчаялся. Не найдя в себе силы удавился и попал на самое дно преисподней. Дьявол, прежде добрый и светлый Ангел, был низринут с Неба. То, что он был прежде светлым и добрым, мы видим из слов Самого Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». (Лк. 10:18) Сравнение с молнией говорит как о прежней светлости дьявола, так и быстроте его падения. Он был беспечен и в своей доброте проявил нерадение, отчего вошёл в состояние осуждения и злобы так, что уже не смог из него выйти и ниспал с Неба на землю.

Так и мы, возлюбленные, всегда должны опасаться уныния и беспечности. Беспечность нам не позволяет исправлять наши ошибки и приводит нас ко греху. Уныние же не позволяет нам подняться и принести добрый плод.

То, что покаяние возводит из глубины греха, мы видим с вами на различных примерах. Фарисей и мытарь пришли помолиться в храм. Но первый в беспечности надмевался своей праведностью и отпал от благоволения Божьего. Другой же не отчаивался в тяжести греха своего, но бил себя в грудь, говоря: «Боже, милостив буди мне, грешному» и вышел более оправданный, чем фарисей.

Покаяние способно избавить от смерти не только одного человека, но и целые города и народы. Об этом нам повествует Книга Пророка Иова. Господь послал его в Ниневию изречь страшный суд Божий: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!». (Ион. 3:4) Ниневитяне пришли в ужас и страх и не знали, что им делать. И сказал Господь, что если они не исправятся, не покаятся, то еще сорок дней, и Ниневия будет уничтожена. Тем не менее, впавшие прежде от нерадения и беспечности во глубину зол, ниневитяне смогли найти в себе силы, чтобы не пребывать в унынии и отчаянии и принести такой плод покаяния, что Господь не только помиловал их, но приводит теперь каждому из нас в пример для подражания.

Покаяние есть та спасительная сила, которую мы должны в себе пробудить через действия: действие молитвы, действие воздержания и добрых дел. Всем вам, возлюбленные, желаю, чтобы беспечность и уныние не овладевали вашими сердцами, но как доблестные воины Христовы вы всегда имели оружие победы над врагом. Если кто и упадет на этом поприще Святой Четыредесятницы, пусть не отчаивается, а встаёт и продолжает свой путь. И сколько бы ни падал, пусть не унывает, а Всемилостивый Господь благословит его на новые подвиги, и он принесет плод сторицей и примет его Спаситель в Свои объятия и введет в Царство Небесное.

Милость Божия да будет со всеми вами и благодать Святого поста ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 

(98)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели