Митрополит Феодор: Можем ли мы противостоять искушениям современного мира?
Сегодня, 30 марта, в четверг 5-й седмицы Великого поста, день памяти преподобного Алексия, человека Божия, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Павла Врача города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Волгоградского округа протоиерей Анатолий Безбородов, протоиерей Александр Редин, настоятель храма иерей Константин Кириченко, иерей Николай Багров.
Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Александр Редин.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Людмилы Лосевой.
В завершение богослужения отец Константин обратился к главе Волгоградской епархии с приветственным словом:
«Дорогой Владыка! Позвольте от лица прихожан храма преподобного Павла Врача выразить Вам огромную благодарность за молитвы, которые Вы вознесли перед Святым Престолом. Посещение прихода архиереем всегда радостное, трепетное и запоминающееся событие — паства любит и ждет своего архипастыря. Священномученик Игнатий Богоносец сказал: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь». Сегодня, в это непростое время Ваш народ, Владыко, Ваша паства, обращается к Вам и испрашивает Ваших святительских молитв и благословения всем нам».
Митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы чтим память преподобной Марии Египетской и преподобного Андрея, епископа Критского. Казалось бы, совершенно различные люди – разного образа жизни, разного времени жизни, но они нам говорят об одном — о покаянии, призывают нас к нему. Один – высоким словом божественных истин, другая – примером своего подвига, своего покаяния. Как прежде Мария превзошла в пороке все мыслимое, так в покаянии она превзошла само естество человеческое: когда молилась – поднималась в воздух, ходила по водам, как по суху, условно питалась пустынным хлебом, а по существу ее насыщал Дух Святой Своей благодатью.
Вспоминая вчерашнюю службу, называемую из-за ее продолжительности Стояние Марии Египетской, мы осознаем, что даже здоровому человеку не просто провести эту службу на ногах. Но и в этом малом подвиге мы приобщаемся подвигу тех, кого ныне чествовали.
Зададимся вопросами: можем ли мы устоять в праведной жизни? Можем ли мы противостоять искушениям современного мира? Можем ли мы отделить разумно доброе от злого? Часто бывает так, что мы больше проявляем стойкости в грехе.
Например, уже поздний час, по телевизору идет интересная передача, футбол, сериал — то, что нам очень нравится. Казалось бы, нет больше сил, завтра рано вставать на работу. Но нет, сидим и смотрим, пока не пойдут титры. А если приходит помысел: «Надо помолиться, давай помолимся…» Это Ангел-хранитель сподвигает нас, но мы думаем: «Да ну, не сейчас, потом…» А если встаем на молитву, нас клонит то к посторонним мыслям, то в сон, и мы думаем: «Кому нужна такая молитва? Пойду лучше высплюсь как следует, а потом когда-нибудь помолюсь». Но этого «когда-нибудь» может и не наступить. В этом сравнении мы видим, что стойкости у нас больше в страстях и грехе, чем в добродетели.
Так же и в семейной жизни. Не складываются отношения у двух супругов, и тут приходят друзья и зовут на рыбалку, в баню, куда угодно. Что человеку делать? Против соблазна как устоять? Так все «хорошо» сложилось: с женой поссорился, друзья пришли… Но здесь нужно устоять в соблазне от друзей и в искушениях с супругой. Тогда человек обрящет венец. А если он поддастся искушению, поступит по первому сценарию, то он этот венец потеряет.
Как же нам научиться рассуждению, как нам научиться твердости духа? Это приходит не вдруг и не сразу, но постепенно. Нужно приобретать навык, как и во всяком деле. Любой профессиональной компетенции мы тоже учились, приобретали знания, навыки, которые потом утвердились и стали для нас естественными. Благодаря им мы совершаем те или иные манипуляции, почти не задумываясь, привычно.
Есть привычки дурные, греховные, а есть добрые, праведные. Если мы будем совершенствовать себя, побуждать себя, понуждать себя, заставлять, даже когда нам очень тяжело и не хочется, то постепенно это усвоится нашему естеству, нашим уму и сердцу, и станет для нас также естественно, как смотреть телевизор. А потом мы поймем, что на самом деле нет ничего общего между светом и тьмой, между Богом и дьяволом, что выше и чище, светлее молитвы нет ничего. Тогда мы, победившись любовью Христовой, как говорят святые отцы, уже постараемся из своей жизни исключить все то, что ее омрачает или пытается у нас ее отнять. Но нам нужно для этого светлый ум, чистый от греховных страстей, который мог бы отделить зерна от плевел, добро от зла, и сказать: «То, что ты хочешь, что хочет твое сердце, желает твоя плоть – это нехорошо, нельзя». Постепенно от этого благого помысла будет рождаться побудительная сила и действовать мотивация. От этого действия постепенно образуется навык. А с навыком нам жить будет намного проще и легче будет спасаться.
Дай нам Бог, возлюбленные, приобрести эти добрые навыки для спасения нашей бессмертной души. С праздником! Да пребывает милость Божия со всеми вами».
(209)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.