Великий Вторник
Вторник Страстной недели посвящён осмыслению притчи Спасителя о десяти девах (Мф. 24:36–26:2). По своей сути она является прикровенным пророчеством о Втором Пришествии, когда Христос явится человечеству уже не кротким Мессией, но Небесным Женихом. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).
Душа христианина призвана духовно бодрствовать в ожидании Спасителя, подобно благоразумной деве, которая хранит зажжённым свой светильник. Светильник же является аллегорией молитвы и добродетели. Как толкование этой притчи, за богослужением утрени в первые три дня Страстной седмицы поётся строгий, но одновременно умилительный тропарь:
Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.
Разумеется, что под сном души понимается не телесное отдохновение, а патологическая леность о духовной жизни. Иначе говоря, человек может и ночами не спать, просиживая их за какой-нибудь безотлагательной работой, но, вместе с тем, совершенно утратить способность к воспоминанию о Боге. Такой человек, затянутый в суету повседневности, находится словно в состоянии болезненного бредового сна, подменяя Вечность сиюминутностями, из которых складываются недели и месяцы. Предупреждением от такого состояния и является предлагаемое в богослужебных текстах Великого Вторника рассуждение о смысле Евангельской притчи о десяти девах.
председатель Комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии иерей Илия Неклюдов
Кондак на Великий Вторник, глас 2
Час душе́ конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.
(52)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.