Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери

Великий Четверг посвящён воспоминанию о Тайной Вечере – последнем собрании Христа и Его ближайших учеников. За утреней и на Литургии читаются Евангельские отрывки, повествующие о совершении Спасителем Тайной Вечери: Лк. 22:1-39; Мф. 26:1-20; Ин. 13:3-17; Мф. 26:21-39; Лк. 22:43-45; Мф. 26:40-27:2. В них говорится о том, как Господь повелел ученикам – Петру и Иоанну приготовить пасхальную трапезу. Вечером Он и Его ученики пришли в приготовленную к пасхальной трапезе горницу в доме неназванного человека.

Предание говорит о том, что этот дом принадлежал апостолу Симону Кананиту. Здесь Спасителю со учениками надлежало совершить последнюю пасху Ветхого Завета. Как известно иудейская пасхальная трапеза представляла собой по сути домашнее богослужение, которое совершал глава семейства или старший по возрасту и положению мужчина. Заранее готовился пасхальный агнец, а к нему – пресные хлебы и горькие приправы – как символ горечи, испытанной израильтянами во время странствования по пустыне.

По наступлении темноты последовательно читал несколько благодарственных молитв, после чего трапеза разделялась всеми собравшимися. Таким образом Христос, Который пришёл в мир не нарушить Закон, но исполнить (Мф. 5:17), и апостолы в последний раз совершили этот древний обычай. Здесь Господь в последней проповеди дал ученикам заповедь о любви друг ко другу. Затем, преломив хлеб, подал им со словами «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом подал им чашу со словами: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Именно с этого момента Ветхий Завет перестаёт быть и начинается Завет Новый. Христос устанавливает Таинство Причастия. Можно сказать, что именно с Тайной Вечери начинает своё бытие Церковь Христова, так как именно здесь полагается её основание – Евхаристия. Здесь же, в Сионской горнице Господь преподнёс ученикам ещё одно наставление, умыв им ноги: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14).

После трапезы Христос удалился в Гефсиманский сад, взяв с собой трёх самых близких учеников – Петра, Иакова и Иоанна, перед которыми явил Себя во славе Преображения. Здесь начинаются страдания Христа – сначала душевные, а затем – телесные. В Гефсиманском молении Христос показал, что даже для пронизанной Божеством человеческой природы смерть остаётся противоестественной и не может не вызывать отвращения. Потому и скорбел Спаситель, обращаясь к Отцу такими словами: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Здесь мы становимся свидетелями полноты человеческой природы Христа, не только телесной, но и душевной. Появляются слуги первосвященника во главе с Иудой, но Господь Сам идёт к ним на встречу, предавая Себя в руки грешников.

В Великий Четверг в храмах совершается продолжительная служба вечерни, соединённой с Литургией свт. Василия Великого. Богослужение имеет свои особенности: вместо Херувимской поётся «Вечери Твоея тайныя днесь…». В этот день все православные христиане соучаствуют Христу в Тайной вечери, причащаясь Его святых Тела и Крови. В кафедральных соборах совершается древний чин умовения ног, когда архиерей омывает ноги двенадцати священникам.

председатель Комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии иерей Илия Неклюдов

Тропарь на Великий Четверг, глас 8

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда славные (досточтимые) ученики на вечери при умовении ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился; и Тебя, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. – Жадный собиратель богатств! Посмотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности, – вот на что дерзнула она в отношении к Учителю; Господи, милостивый во всем, да будет Тебе слава!

Кондак на Великий Четверг, глас 2

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.

Перевод: Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец.

(67)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели