Великая Суббота

День Великой Субботы пронизан в литургической жизни Церкви особым состоянием, которое можно назвать великой тишиной. Вечером в пятницу совершается торжественно-скорбная служба погребения Спасителя.

Сняв с Креста пречистое тело Господа, Иосиф и Никодим по обычаю иудейскому обвили Его пеленами и положили в высеченном в скале гробе-пещере у подножия Голгофы. Ко входу в гроб, как это было принято, привалили большой камень. Вместе с тем, книжники и фарисеи, опасаясь, что ученики Христа могут забрать Его тело, упросили Пилата опечатать гроб и приставить к нему стражу. Этим они, сами того не желая, создали ещё одно обстоятельство, послужившее впоследствии к удостоверению Воскресения Христова. А пока при гробе остались лишь Мария Магдалина и мать Иакова и Иосии.

После чтения 17-ой кафизмы священники подъемлют Плащаницу и вместе со всеми молящимися под перебор колоколов обносят её крестным ходом вокруг храма. Это действо, с одной стороны, является проекцией на богослужение события погребения Христа Иосифом и Никодимом, с другой – символизирует сошествия Христа после телесной смерти во ад, откуда Он освободил ожидавших Его пришествия усопших. После того, как Плащаницу снова внесут в храм, её подносят к открытым Царским вратам – в ознаменование того, что Христос, умерев телом, не перестал быть всё тем же всесильным Богом, Превечным Сыном Отца, второй Ипостасью Святой Троицы.

В день Великой Субботы совершается спасение человечества: Христос, будучи совершенным человеком, прошёл тот путь, который рано или поздно пройдёт каждый человек – путь через границу между жизнью и смертью. Но будучи совершенным Богом, Он оказался неподвластным смерти, уничтожил её изнутри. Смерть есть следствие оскудения или истончения жизненной связи между Творцом и творением. Но Христос упраздняет это оскудение, восстанавливает человека в первоначальном совершенстве его природы и, более того, преображает его. Смерть, там, где появляется Сама Жизнь, перестаёт быть смертью; ад, когда в него входит Сам Бог, перестаёт быть адом, ибо ад по определению – место, лишённое Божественного присутствия. Христос уничтожает узы смерти и выводит из ада всех, кто пожелает с Ним пойти. Мы же, стоящие в день Великой Субботы в храме, словно наблюдаем это через прообразы, доносимые до нас древними пророчествами читаемых на службе паремий: «Возведи вокруг очи твои и узри собранных чад твоих: пришли сыны твои издалека, и дочери твои будут на плечах принесены» (Ис. 60:4); «вложу законы Мои в разум их и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Ибо все будут знать Меня, от малого до большого среди них, потому что Я милостив буду к неправдам их и грехов их не вспомню более» (Иер. 31:33-34); вместе с Моисеем, некогда выведенным из Египта, а ныне вторицею из ада, и мы пророчески взываем: «Помощник и Покровитель стал мне спасением. Воспоём Господу. Ибо Он славно прославился!» И ликуем вместе с праотцами о нашем спасении, которому те уже стали свидетелями, а мы пока радостно ожидаем!

После чтения паремий вечерня переходит в Литургию св. Василия Великого. Во время чтения Апостола священнослужители отлагают тёмные постнические облачения и облачаются в белые ризы, символизирующие очищение от греха и освобождение от рабства злу, прообразующие грядущее воскресение Спасителя. И вот на Литургии Великой Субботы мы впервые слышим весть о Воскресении Христове: «Отвещав же Ангел, рече женам: не бойтеся вы, вем бо яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде: воста бо, якоже рече. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых» (Мф. 28:5-6). Завершается богослужение Великой Субботы освящением куличей и яиц. Несмотря на то, что по Уставу день Великой Субботы является постным, всё литургическое и бытовое устроение церковной жизни уже прозывает нарастающая Пасхальная радость!

Удивительный строй богослужений Страстной Седмицы – это не просто воспоминание о событиях последних дней земной жизни Христа. Это их абсолютно реальное переживание в условиях литургической жизни Церкви. Здесь исчезают привычные нам пределы земных законов. Время и пространство в церковных стенах, за богослужением приобретают свойства утраченной первозданности. Они раздвигают свои границы перед «Творцом всяческих» и дают нам возможность сквозь эпохи и расстояния стать свидетелями и соучастниками Крестного пути Спасителя, взяться за Его десницу, протянутую во аде ветхому Адаму и вместе с оным войти вслед за Ним в славу победы над смертью, в Царствие Небесное.

председатель Комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии иерей Илия Неклюдов

Тропари на Великую Субботу, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным».

Кондак на Великую Субботу, глас 6

Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».

(20)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели