Священномученик Николай Попов: новая находка
Исследования жизни и подвига подвижников Святой Матери нашей Православной Церкви ведутся постоянно. Историк-краевед, кандидат философских наук, сотрудник Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии Сергей Иванов недавно приехал из поездки в столицу. Там он побывал в Российской государственной библиотеке и обнаружил некоторые новые подробности жизни священномученика Николая Попова.
Этой весной во время работы в Российской государственной библиотеке им. В.И. Ленина в Москве мне удалось среди белогвардейских и эмигрантских изданий найти интересную информацию, связанную с нашим земляком, священномучеником Николаем Поповым. Оказывается, сведения о его убиении безбожниками стали собираться еще давно. Очень деятельный священник Михаил Польский сидел в московской Бутырской тюрьме за борьбу с обновленчеством, а затем отбывал наказание в известном СЛОНе (Соловецкий лагерь особого назначения). Затем его отправили в ссылку в Коми, но он бежал оттуда и в 1930 г. тайно перешел советско-персидскую границу.
При побеге он захватил собранные им сведения о пострадавших от гонений на веру архиереях, священно- и церковнослужителях и верующих, которые потом использовал в своих работах. На основе собранного им архива о. Михаил написал книгу «Новые мученики Российские» (ее первый том вышел в США в 1949 г., а второй — в 1957 г.).
Интересно, что он бежал на Юг, и, возможно, по пути побывал в нашей епархии. В 1931 г. о. Михаил выпустил в Иерусалиме книгу «Положение Церкви в Советской России (Очерк бежавшего из России священника)», где вспоминал: «Уже будучи в бегстве с места ссылки и проезжая по России в поисках выхода к границе, я был у одного епархиального архиерея, старого знакомого по одному из мест моего заключения. Не желая тревожить его страхом за меня и за себя, за несколько часов нашего общения я ничего не сказал ему о своем положении беглеца, уже разыскиваемого ГПУ. Поэтому, узнав, что я не хочу занимать своего места в Москве, архиерей предложил мне у себя в епархии священническое место, предупредив по-дружески, что он мою кандидатуру должен представить в ГПУ (Главное политическое управление — С.И.)».[1] Такая практика действовала практически до самых последних лет советской власти, и органы могли запретить местному владыке принять в епархию какого-либо активного священнослужителя. Вероятно, этим архиереем был епископ Петр (Соколов), арестованный Саратовским ОГПУ в конце 1923 г. и отбывший срок заключения в три года в Соловецком лагере. После он управлял Саратовской епархией, а с 1928 г. являлся епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии. С сентября 1930 г. он, уже как епископ Сталинградский, вел активную борьбу с местными обновленцами и илиодоровцами, за что в 1935 г. был арестован, а затем отпущен. В ноябре 1935 г. владыка Пётр стал архиепископом Воронежским, в октябре 1936 г. вновь попал под арест и скончался в заключении в мае 1937 г. Мы с профессором В.И. Супруном писали о нем во второй части книги «Православие на волгоградской земле: епархии и епископы».[2]
Но, вернемся к чудом ушедшему из безбожного государства о. Михаилу Польскому. В своей книге «Новые мученики Российские» он писал: «В Крыму шайка большевиков захватила трех священников — Николая Попова, Агафона Гарина и Александра Казанчева, и после долгих истязаний и глумлений, убила их».[3] На самом же деле, это искаженный отрывок из «Сводки сведений о злодеяниях и беззакониях большевиков № 23 от 28 июля 1919 г.», составленная Отделом пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России (белогвардейская армия). В данной Сводке сообщается: «Дон. Станица Морозовская. 5 июля в станице Морозовской погребено 200 трупов, преимущественно местных жителей, замученных большевиками. В числе жертв – 10 женщин, 3 священника: о. Николай Попов, о. Агафон Горин, о. Александр Карапчов и отец, мать и сестра полковника барона Медема. Несчастные жертвы были страшно изрублены и все, за исключением женщин, обнажены». В Сводке за № 17 от 12 июня 1919 г. говорится: «По показаниям жителей станицы Морозовской, большевики производили казни главным образом холодным оружием: отрубали головы, руки, распарывали грудь и животы … В бытность большевиков в станице Морозовской председатель и члены ревкома убивали под видом борьбы с контрреволюцией отдельных лиц, контрреволюционная деятельность которых безусловно не была доказана. В возмутительной форме приводились в исполнение приговоры. Осужденных рубили шашками и прикалывали штыками».[4] Эти два документа я уже в 2007 г. публиковал в своей брошюре «Святой из казачьего края: священномученик Николай Попов из х. Верхнегнутова Чернышковского района Волгоградской области».[5]
Ростовский исследователь Д.А. Щербак в своей книге «Земной путь священномученика Николая Попова» упоминает об уроженце станицы Верхне-Чирской, священнике Агафоне Горине, служившем перед казнью в х. Есаулов станицы Ермаковской и священнике Александре Караичеве из х. Николаев станицы Цесаревичской (обе эти станицы располагались на территории современной Ростовской области).[6]
Материалы Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, собранные белогвардейцами, хранились попеременно то в Константинополе, то во Франции, то в Германии. Несмотря на это, исследователи из русской эмиграции не смогли узнать о них, и провести сравнительный анализ при подготовке к канонизации сонма новомучеников и исповедников российских.
Отметим, что в книге о. Михаила Польского в списке «Имена убиенных (без подробных данных)» содержится и имя еще одного нашего земляка — иеромонаха Матфея (Олейника).[7] В апреле 1921 г. чекисты перехватили письмо от сидящего в Царицынской тюрьме о. Матфея, на котором рукой священника И.П. Горохова был подписан адрес «Его Преосвященству Преосвященнейшему Анатолию, Епископу Енотаевскому».[8] Отцу Иакову Горохову предъявили обвинение в продолжении им контрреволюционной деятельности. Власти вменяли ему в вину, что он всячески способствовал в сношении заключённых в губтюрьме иеромонаха Матвея (Олейника) и других с лицами, находящимися на свободе, передавал письма с предупреждениями об обысках, о необходимости постоянно быть на страже, о тактике борьбы с бывшим иеромонахом Илиодором (Труфановым), ведущим деятельность по расколу Церкви. После следствия о. Иаков был расстрелян 31 мая 1921 г. в присутствии заместителя начальника губернской тюрьмы.[9] В письме о. Матфея (Олейника) из заключения от 12 июня 1921 г. говорилось: «В тюрьме полно, тысячи человек, свирепствует холера на почве голодовки и переполнения тюрьмы, скончался священник о. Никифор Гордеев по причине недоедания, хлеба выдают полфунта, половинку воблы и кружку кукурузы вареной. Вот и вся пища арестанта. Кроме о. Горохова расстреляны еще протоиерей Лебедев за иконы и свящ. Сергей Островидов за контрреволюцию, — недели три тому назад. Мне также объявили, что дело кончится расстрелом».[10] Но вал кровавых репрессий против верующих только начинался…
Сергей Иванов, пресс-секретарь Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии,
кандидат философских наук
[1] Священник Михаил. Положение Церкви в Советской России (Очерк бежавшего из России священника) // https://www.eshatologia.org/apostasia/sergianstvo/knigi/polozhenie-tserkvi-v-sovetskoi-rossii
[2] Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле:епархии и епископы. Ч. 2. — Волгоград: ВГИПК РО, 2002. С. 35-41.
[3] Новые мученики Российские: Второй том собрания материалов / Сост. протопресвитер М. Польский. — Jordanville: Тип-я св. Иова Почаевского, 1957. С. 211.
[4] Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / Под ред. Ю. Фельштинского и Г. Чернявского. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. С. 275, 261-262.
[5] Иванов С.М. Святой из казачьего края: священномученик Николай Попов из х. Верхнегнутова Чернышковского района Волгоградской области. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007.
[6] Щербак Д.А. Земной путь священномученика Николая Попова. — Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2016. С. 33.
[7] Новые мученики Российские: Второй том собрания материалов / Сост. протопресвитер М. Польский. — Jordanville: Тип-я св. Иова Почаевского, 1957. С. 214.
[8] Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: ВГИПК РО, 2003. С. 80.
[9] Дело по обвинению Горохова Я.П. и др. // Архив УФСБ по Волгоградской области. Ф. 6. Д. 27791-пф.
[10] Григорьева Л. «… То будет воля Божия…» // Православное слово (Волгоград). Сентябрь 1997 г. С. 16.
(233)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.