17 июля — день памяти Святых Царственных страстотерпцев
17 июля — день памяти святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918)
Канонизация святого — это не только свидетельство о спасении человека, но в большей степени свидетельство о тех нормах и идеалах, которыми живет Церковь и которые человек сумел в той или иной степени осуществить на своем жизненном пути. Актом признания святости человека Церковь не просто заявляет еще об одном предстателе за нас перед Богом, но и призывает следовать тем жизненным идеалам и принципам, которыми жил новоявленный святой.
Церковная политика императора Николая II, по мнению многих историков, не выходила за рамки синодальной системы. Но это не мешало ему как политику и государственному деятелю поступать исходя из своих религиозно-нравственных принципов. За годы царствования Николая II в Русской Православной Церкви было канонизировано святых больше, чем за предыдущие 200 лет. С 1896 по 1916 год были прославлены общецерковные и местночтимые святые, восстановлено древнее почитание, совершилось перенесение мощей.
Император Николай II, будучи православным христианином, весьма близко принимал к сердцу заботы и нужды Церкви. Как никто другой из его венценосных предшественников, Государь понимал жизненную необходимость восстановления соборного единства русской жизни. Хорошо зная историю, он сознавал, что «сперва должны быть залечены те глубокие духовные раны, которые мешают восстановить былое мировоззренческое единство народа, единство его нравственных и религиозных идеалов, его национального самосознания и чувства долга. Единственной силой, способной на это, была Православная Церковь. И Государь совершенно правильно решил, что сперва должны быть восстановлены соборные начала в церковной жизни, а затем уж, опираясь на ее мощную духовную поддержку — и в общественно-государственной области» (Митрополит Иоанн (Сычев)).
В торжествах прославления преподобного Серафима Саровского 1903 года император Николай II и императрица Александра Федоровна участвовали лично. «По всей губернии, — вспоминал генерал А.А. Мосолов, — и особенно начиная от ее границы, на десятки верст тянулись огромные вереницы народа. Говорили, что помимо окрестных жителей со всех концов России в Саров прибыло около 150 000 человек. Прибытие в Саров было удивительно торжественно. Колокольный звон, множество духовенства, толпы народа около Государя. Вечерня. На другой день самый чин прославления тянулся четыре с половиной часа. Удивительно, что никто не жаловался на усталость, даже Императрица почти всю службу простояла, лишь изредка присаживалась. Обносили раку с мощами уже канонизированного Серафима три раза вокруг церкви. Государь не сменялся, остальные несли по очереди».
К лику святых при государе Николае II были причислены стойкий борец за единство Отечества святитель Ермоген, Патриарх Московский; прославившиеся стойкостью в вере и праведной жизнью священномученик Исидор Юрьевский, преподобные Иов Почаевский и Евфросин Синозерский; иерархи-просветители: святители Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский, Иоанн Тобольский. За 25 лет царствования государя Николая II было прославлено 11 русских святых.
Известны следующие деяния, совершенные по представлению Святейшего Синода и по рескрипту святого страстотерпца императора Николая II:
- 1896 год — канонизация святителя Феодосия Черниговского.
- 1897 год — установление местного празднования священномученика Исидора и с ним 72 мучеников, в Юрьеве Лифляндском от католиков пострадавших.
- В начале ХХ века устанавливается общецерковное почитание преподобного Иова Почаевского.
- 1903 год — канонизация преподобного Серафима Саровского.
- 1909 год — восстановление почитания святой княгини Анны Кашинской.
- 1910 год — перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой.
- 1911 год — канонизация святителя Иоасафа Белгородского. Восстановлено почитание преподобного Евфросина Синозерского, от поляков убиенного.
- 1913 год — канонизация святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.
- 1914 год — канонизация святителя Питирима Тамбовского.
- 1916 год — канонизация святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского.
Одновременно в стране строились многочисленные храмы и монастыри. Количество церквей увеличилось на 10 тыс., составив к 1917 году 57 тыс., а число монастырей более чем на 250 (к 1917 году их было 1025). В начале XX века в Русской Православной Церкви было более 100 епископов, около 100 тыс. белого духовенства, включая священников и диаконов, 50 тыс. монашествующих.
Во время одной из остановок крестного хода, которым в 1910 году вернулись из Киева в Полоцк мощи преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, епископ Минский и Туровский Михаил (Темнорусов) произнес: «За долгие годы наша Белая Русь чего не пережила, чего не испытала… И было время, что казалось, край этот погиб… Спасла тогда Белоруссию только Вера Православная, о насаждении и укреплении коей пеклась преподобная Евфросиния. Теперь помыслы врагов наших, врагов России направлены на эту силу, на Церковь Православную… не щадят для этого ни ума, ни средств. Вот предстательница наша пред Богом и возвращается к нам, чтобы встать на охране Православия на родной своей земле…»
При совершении этих деяний государь в духовном плане зачастую шел впереди Святейшего Синода. Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Святейший Синод даже накануне канонизации святого Серафима пребывал в сомнении в ее целесообразности. Понадобилась личная резолюция государя: «Немедленно прославить!» — чтобы прославление состоялось. В 1910 году, с нетерпением ожидая назначения торжества прославления святителя Иоасафа Белгородского, царь не счел себя, однако, вправе торопить Синод. Но когда Синод решил отложить это торжество, то царь, не согласившись с доводами обер-прокурора и Синода, сам назначил его срок.
На представление Синода о прославлении святителя Иоанна Тобольского государь отвечал: «Приемлю предложения Святейшего Синода с умилением и с тем большим чувством радости, что верю в предстательство святителя Иоанна Тобольского в эту годину испытаний за Русь Православную». А когда отсрочку канонизации митрополита Иоанна Тобольского Синод мотивировал политическими соображениями — в них царь мог себя считать более компетентным, чем Синод, — государь настоял на прославлении. Прославление праведников, по его убеждению, должно было спасти Россию будущего. Святые подвижники стали новыми духовными опорами в сложное переломное время, которое переживала страна в начале ХХ века.
Император Николай II поступал таким образом, следуя глубоким религиозным убеждениям. Проникновенным смыслом наполнены слова его резолюций о канонизации святых. Так, о преподобной Анне Кашинской государь писал: «В течение всей своей жизни она была образцом христианской супруги и матери, отличалась христианской любовью к бедным и несчастным, проявляя искреннее благочестие, мужественно перенося всевозможные испытания».
Государь и его семья были примером благочестия и глубокой веры. «Глядя на него на церковных службах, во время которых он никогда не поворачивал головы, я не мог отделаться от мысли, что так молятся изверившиеся в людской помощи и мало надеющиеся на собственные силы, а жаждущие указаний и помощи только свыше…» — писал об императоре министр Сазонов. Доподлинно известно, что страстотерпец Николай II всегда начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался Святых Христовых Таин, причем смешивался с народом, приступавшим к великому таинству, как это было при открытии мощей прп. Серафима. Государь был образцом целомудрия и главой образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу.
Будучи глубоко верующим христианином, император Николай Александрович чувствовал ход своей исторической православной державы, ее самобытность и дух и постоянно, без рекламы и шума, споров с Думой, улучшал народную жизнь. Царь любил крестьян чистой отеческой любовью и постоянно раздавал нуждавшимся крупные суммы из кассы Кабинета Его Величества, вплоть до полного истощения казны.
Государь и государыня жертвовали личные средства на строительства храмов, ежедневно посещали церковную службу, соблюдали посты, регулярно приобщались Святых Христовых Таин, благоговейно поклонялись святыням — святым мощам и чудотворным иконам. Николай II помогал духовно-просветительской миссионерской деятельности среди татар Казанской епархии, где первые десять учеников содержались на его средства; Православной миссии в Японии. На царские деньги содержалось Палестинское Православное общество, строились храмы на Святой Земле.
Именно в правление государя Николая II начало работу Предсоборное присутствие при Святейшем Синоде, возникла идея о восстановлении Патриаршества, воплотившаяся в жизнь в 1917 году.
Жития святых свидетельствуют об истинности веры православной, о любви ко Господу, укрепляют в мужественном исповедании Христа и следовании за Ним. Сегодня император Николай II и его семья, так много потрудившиеся для прославления угодников Божиих, вошли в их число и чтутся Русской Православной Церковью в лике страстотерпцев, дабы, взирая на кончину их жизни, мы подражали их вере (ср.: Евр. 13: 7).
Радуйся, прославления угодников Божиих добрый рачителю;
радуйся, пастыря Кронштадтскаго благоговейный почитателю.
Радуйся, Саровских торжеств державный возглавителю;
радуйся, иноческих обителей благочестивый покровителю.
Радуйся, духовных вертоградов усердный попечителю;
радуйся, Православных храмов боголюбивый здателю.
Радуйся, Святыя Земли и Афонския Горы щедрый благотворителю;
радуйся, устроения Церкве Русския мудрый ревнителю.
(Икос 9 акафиста святым царственным страстотерпцам)
Источник: mogeparhia.by, obitel-minsk.ru
(140)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.