Элла и Алиса. Путь к святости
Элла и Алиса. Так звали двух сестёр, которые стали не просто значимыми фигурами в истории России. Они явили всему миру особый тип русской святости, который в православной традиции принято называть благоверностью. В ней любовь к Богу неотделима от любви к человеку, а любовь к своей отчизне и верность своему призванию простираются за пределы земной жизни – в Отечество небесное. Эти качества, взращенные в своих чистых сердцах, сёстры возвели в совершенство своим мученичеством.
Их полные имена: Элизабет Александра Луиза Алиса фон Гессен и Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса фон Гессен.
Старшая в семье
Урождённые Дармштадскими принцессами, они приняли русское подданство и православную веру и до конца своих дней остались верными России и Православию. Мы знаем их как Великую княгиню Елисавету Феодоровну Романову и Императрицу Александру Феодоровну, супругу последнего русского Императора.
В этом году исполняется ровно 105 лет со времени их мученической кончины. Память святой страстотерпицы Александры Православная Церковь чтит 17 июля, а на следующий день, 18 июля, вспоминается мученическое преставление Елисаветы Фёдоровны и её сподвижницы инокини Варвары.
Елисавета родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига и Алисы, третьей дочери королевы Англии Виктории. Дети этой семьи, в том числе и будущая императрица Александра, воспитывались в строгой английской традиции, много времени проводя в поместье своей бабушки королевы Виктории на острове Уайт. Старшие дочери с детства были приучены к простоте быта и самостоятельности. Часто они посещали госпитали и приюты вместе с матерью, принцессой Алисой, где оказывали утешение и посильную помощь постояльцам. В 1873 году в Дармштадте началась эпидемия дифтерии, которая унесла жизни младшей сестры Марии, а вскоре и самой 35-летней принцессы Алисы. Оставшаяся старшей в семье, Элла старалась всячески поддерживать отца в его заботе об остальных детях, младшей из которых была Алиса.
Самый серьезный выбор
Когда Элизабет исполнилось 19 лет, она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Российского императора Александра III. По традиции, принимая российское подданство и становясь членами императорского дома, гессенские принцессы получали отчество Феодоровна, в честь чтимой в доме Романовых Феодоровской иконы Божией Матери.
Вскоре после свадьбы Сергей Александрович был назначен Генерал-губернатором Москвы. Молодая супруга старалась сопровождать его во всех дальних поездках, быть помощницей и советником в важных делах. Видя глубокую религиозность мужа, она, воспитанная в протестантизме, теперь соприкоснулась с духовным опытом православия, что не могло не оставить след в её чистом сердце. Всё более проникаясь этим живым опытом, читая катехизис и духовную литературу, она поставила перед собой вопрос об истинной вере. Переломным стал 1888 год. После посещения вместе с супругом Палестины Елисавета Феодоровна твёрдо решила перейти в православие. В начале 1891 года она писала отцу: «Я все время думала и читала и молилась Богу – указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж». Несмотря на то, что герцог Людовиг был против перехода старшей дочери в православие, 13 (25) апреля 1891 г., в Лазареву субботу, над Элизабет было совершено Таинство Миропомазания с наречением имени Елисавета в честь праведной матери Иоанна Крестителя.
Поиск правды и безмерная любовь
Похожий путь в православие прошла и младшая сестра Эллы Алиса или, как её часто называли в семье, Аликс. Она впервые посетила Россию в 1884 году, когда ей было двенадцать. Вместе с семьёй она была приглашена на свадьбу Сергея и Елисаветы. Здесь юная Алиса встретилась с молодым цесаревичем Николаем, который был старше её на четыре года. Между молодыми людьми завязалась нежная дружба, которая возросла в настоящую любовь. Спустя 10 лет принцесса Алиса стала супругой Николая Александровича. Однако ещё до вступления в брак Алисе предстояло принять православие, поскольку Николай являлся наследником престола, а супруга императора не могла принадлежать к иному исповеданию. В отличие от старшей сестры, Аликс никогда раньше не сомневалась в истинности протестантизма и долго не решалась даже рассматривать вопрос о принятии православия, из-за чего заключение брака с цесаревичем Николаем было поставлено под угрозу. Добрачная переписка Николая и Алисы ясно обозначает эту трудность в их отношениях. Так, в письме от 20 ноября 1893 года Алиса пишет: «Дорогой Ники, ты, чья вера тоже столь глубока, должен понять меня: я считаю, что большой грех менять свою веру, и я была бы несчастна всю свою жизнь, зная, что поступила неправильно. Я уверена, что ты не хотел бы, чтобы я изменила своим убеждениям. … Отсутствие у меня подлинной убежденности в вере, которую я приняла, и сожаление о той, которую утратила. Это было бы обманом по отношению к Богу, к твоей религии и к тебе. … Так как все эти годы не сделали для меня возможным изменить мое решение в этом деле, я чувствую, пришел момент снова сказать тебе, что я никогда не смогу изменить свою веру». Выпускница философского факультета Гейдельбергского университета, принцесса Алиса обладала целостным и завершённым мировоззрением, а потому переход в другое исповедание должен был иметь для неё веское богословское обоснование. Тем не менее, благодаря помощи старшей сестры Эллы, но, прежде всего, благодаря своему искреннему устремлению к поиску правды и безмерной любви к Николаю, Алиса стала православной христианкой. 21 октября 1894 года в домовой церкви Ливадийского Дворца Алиса была принята в лоно Православия с наречением ей имени Александра, в честь святой царицы-мученицы Александры Римской.
Нерукописные свидетельства
О глубине, искренности и осмысленности веры царственных сестёр свидетельствует, прежде всего, оставленное ими письменное наследие в виде дневниковых заметок, а также различные письма. Нерукописным же свидетельством веры навсегда останутся те подвиги добрых дел, которые непрестанно совершали Елисавета и Александра. С самых первых дней пребывания в статусе супруги московского генерал-губернатора, Елисавета Феодоровна начала активную попечительскую работу. Так было организованно Елизаветинское благотворительное общество, которое занималось социальной поддержкой малоимущих матерей и вскоре охватило своей деятельностью всю Московскую губернию. Елисавета Феодоровна также возглавила Дамский комитет Красного Креста, посещения богаделен, приютов и больниц стали неотъемлемой частью её жизни. Кроме того, благотворительность Великой княгини распространялась на различные области культуры – музеи, художественные и музыкальные учреждения, образование. Когда 4 февраля 1905 года в результате чудовищного по своей циничности и жестокости теракта погиб её муж, Сергей Александрович, она в своём страшном горе нашла силы лично заботиться о пострадавших. А на третий день после смерти супруга решилась на непонятный и невероятный для других шаг – она отправилась в камеру к убийце. Ею двигало твёрдое убеждение в том, что нет более горькой участи для того, кто страшным грехом убийства лишил себя Бога и веры в Него, и обрёк свою душу на вечные мучения. Она тщетно пыталась пробудить в убийце покаяние, но её увещевания так и не были услышаны, а потонули в революционной демагогии. Тем не менее, проведя в камере более двух часов, она оставила преступнику икону и Евангелие в надежде, что в последнюю минуту своей жизни он всё же осознает свой грех. Это был подлинно христианский поступок Великой княгини, вытекавший из буквального понимания ею евангельских слов «Любите и врагов ваших…»
После смерти мужа Елисавета Феодоровна не снимала с себя траур, но пребывала в посте и молитве, решив посвятить оставшуюся жизнь Богу и памяти возлюбленного супруга. Следующим её деянием стало образование Мафо-Мариинской обители, где сама Великая княгиня стала настоятельницей. 22 апреля 1910 года Елисавета Феодоровна впервые сняла траурное платье, чтобы возложить на себя монашеское облачение. Во время литургии, за которой состоялось возведение в сан игуменьи, епископ Трифон (Туркестанов), обратясь к Елисавете Феодоровне, произнес следующие пророческие слова: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».
«…и всячески неправедно злословить за Меня»
Императрица Александра Феодоровна, вскоре после восшествия на престол Николая II, стала покровительницей Императорского женского Патриотического общества. Под её патронажем проходило множество благотворительных акций. С детства трудолюбивая и рукодельная, она организовывала благотворительные ярмарки, на которых продавались собственноручно изготовленные сувениры. Во время Русско-Японской войны Александра Феодоровна лично готовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на театр военных действий. В годы Первой мировой войны Императрица и её дочери прошли курсы сестёр милосердия по уходу за ранеными, а в резиденции в Царском селе был устроен госпиталь. В нём Александра Феодоровна и Великие княжны проводили почти каждый день, ухаживая за эвакуированными с театра военных действий солдатами. Также по поручению Императрицы были созданы «Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну», а также Всероссийское общество здравниц, которые занимались материальной и медицинской поддержкой раненых и их семей.
Тем не менее, в военные и послевоенные годы личности Александры Феодоровны и её старшей сестры стали подвергаться особенно агрессивным нападкам со стороны революционеров и их покровителей в Германии. Распускались различные откровенно клеветнические слухи о том, что сёстры ведут шпионаж в пользу Германии (здесь надо вспомнить, что герцогство Дармштадт не являлось частью Германской империи, а было включено в неё насильственно, а значит Кайзер был фактическим врагом и Гессенской династии). Кроме того, Германский генеральный штаб распространял информацию о том, что Александра участвует в разработке сепаратного мира с Германией. Несмотря на то, что даже расследование Временного правительства впоследствии не смогло подтвердить истинности этих обвинений, очернение Царской семьи и стремление элит отказаться от самодержавной формы правления привели к отстранению Николая II от престола, которое позднее было представлено как отречение.
Величие духа и спокойствие
Последним деянием веры святых сестёр стало мужественное перенесение гонений и принятие ими мученической смерти вместе с другими членами Царской семьи. 1 августа 1917 г. арестованные Николай и Александра вместе с детьми были отправлены в ссылку в Тобольск, где провели 8 месяцев, а затем этапированы в Екатеринбург. 12 июля 1918 г. под предлогом приближения к Екатеринбургу частей Чехословацкого корпуса и Сибирской армии Колчака большевистский Уралсовет вынес постановление о ликвидации «жильцов Особого дома» – так называли Царскую семью, которая содержалась под стражей в доме инженера Ипатьева. Как отмечал Пьер Жийяр – учитель детей Николая и Александры, Императрицу в последние дни жизни, несмотря на всю трагичность положения, отличали величие духа и спокойствие, «которое потом поддерживало её и всю её семью до дня их кончины». В эти дни она с дочерями читала много духовной литературы, особенно ветхозаветные пророчества, о чём писала в своём дневнике. В ночь на 17 июля 1918 г. Император Николай, царица Александра, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также наследник престола царевич Алексей были расстреляны в подвале Ипатьевского дома.
На следующий день, 18 июля, мученическую смерть приняла Елисавета Феодоровна, а также её помощница инокиня Варвара, которые ранее были доставлены в Екатеринбург, а затем пересланы в Алапаевск. Её вместе с другими приближёнными к Царской семье лицами, среди которых великий князь Сергей Михайлович, князь Иоанн Константинович, князь Константин Константинович (младший), князь Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, Фёдор Семёнович Ремез, живьём сбросили в глубокую шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска.
Слышали из шахты пение молитв
Когда Алапаевск был занят войсками адмирала Колчака, тела извлекли из шахты. При этом расследование установило, что после падения страстотерпцы остались живы и ещё несколько дней умирали от ран и голода. Рука князя Иоанна была перевязана частью апостольника Елисаветы, а местные жители рассказывали о том, что ещё несколько дней они слышали из шахты пение молитв. Мощи мучеников вместе с отступающими частями Сибирской армии были вывезены в Пекин, а оттуда гробы преподобномучениц Елисаветы и Варвары переправлены в Иерусалим, где погребены патриархом Иерусалимским Дамианом в крипте храма равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, так, как это и было завещано самой Елисаветой Феодоровной. В 1931 году её мощи были обретены нетленными.
В наши дни особенно важна память о жизни и подвиге Царственных страстотерпцев. Это не только часть нашего исторического прошлого. В их лице мы обрели молитвенников и предстателей за наше Отечество перед Престолом Царя царствующих и Господа господствующих.
иерей Илия Неклюдов
(119)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.