20 июля — память преподобной Ефросинии (в миру Евдокии), великой княгини Московской
Преподобная Евфросиния (в миру Великая княгиня Евдокия Димитриевна) родилась в 1353 году в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны Грекини. 18 января 1366 года по благословению митрополита Алексия в Коломне совершилось бракосочетание Евдокии Димитриевны с Великим князем Димитрием Иоанновичем. Этот брак имел большое значение для судьбы Руси, закрепив военно-политический союз Московского и Нижегородско-Суздальского Великих княжений, правители которых в 1359–1363 годах вели борьбу за владимирский престол. По словам летописца, бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских».
Отношения между Димитрием Иоанновичем и Евдокией Димитриевной являли собой образец истинно христианского супружеского союза. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под благодатным покровительством великих святых земли Русской – митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, а также ученика Преподобного – святого Феодора, игумена московского Симонова монастыря, духовника Евдокии Димитриевны. Преподобный Сергий крестил московских княжичей.
В августе 1380 года, отправляясь в поход против Мамая, Великий князь Димитрий оставил Евдокию с сыновьями Василием I и Юрием (Георгием) в Москве. В «Сказании о Мамаевом побоище» отмечается, что вместе с женами бояр, плача, она провожала мужа в поход и молилась Богу, прося о ниспослании победы над врагами. В летописном повествовании говорится, что Великая княгиня молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити».
16 мая 1389 года, после кончины супруга, Великая княгиня Евдокия не стала принимать монашество, к чему стремилась ее душа, но за малолетством большинства своих сыновей осталась в миру. Согласно рассказу Степенной книги втайне от окружающих под пышной великокняжеской одеждой она носила власяницу и тяжелые вериги. Каждый день Великая княгиня молилась в приходских храмах или монастырях. Проводя строгую аскетическую жизнь, Евдокия Димитриевна в соответствии со своим саном принимала участие в боярских советах и пирах. Вокруг нее стали распространяться слухи и клевета, которые достигли ее любимого сына князя Юрия Димитриевича. Евдокия Димитриевна вынуждена была открыть правду. Она сняла перед ним часть великокняжеских одежд, и сын увидел, что его мать носила вериги, а тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Великая княгиня запретила князю Юрию Димитриевичу думать о мести и просила никому не рассказывать о том, что он видел.
Все свои богатства Великая княгиня отдавала на богоугодные дела, устроение храмов и монастырей. В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году. Церковь была освящена в присутствии всех сыновей княгини.
С именем Великой княгини Евдокии связано одно из самых знаменательных событий в духовной истории России. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году по совету Евдокии Димитриевны в Москву из Владимира была принесена Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. В тот самый день Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 году после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, Великая княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сохранилось предание о вступлении Великой княгини на монашеский путь и совершившемся при этом чуде. В канун своего пострига великая княгиня явилась во сне одному нищему слепцу и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа Великая княгиня, питательница нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию.
Постриг был совершен 17 мая 1407 года в деревянной церкви Вознесения на территории основанного Евдокией Димитриевной в Кремле Вознесенского монастыря. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния, что в переводе означает «радость». В день пострига Великой княгини от различных болезней исцелились тридцать человек. Спустя три дня, 20 мая, была заложена новая каменная церковь в честь Вознесения Христова, в которой Великая княгиня определила место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она отошла ко Господу на 54-м году жизни. Погребение преподобной Евфросинии было совершено при большом стечении народа в указанном ею месте.
Вознесенский храм стал усыпальницей Великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. К началу XX века в нем насчитывалось тридцать пять гробниц. В 1929 году основанный княгиней Вознесенский монастырь был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками других Великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату Архангельского собора Московского Кремля. 28 мая 2008 года мощи преподобной Евфросинии крестным ходом перенесли в возрожденный придел Мученика Уара, расположенный у апсид Архангельского собора.
Святитель Московский Филарет (Дроздов) в 20-е годы XIX века поднял вопрос о совершении служб преподобной Евфросинии, соединившей подвиг гражданского служения своему народу и Отечеству с монашеским подвигом.
Но хотя, как повествует сказание, преподобная Евфросиния вскоре после кончины была «удостоена прославления», почитание ее как святой утвердилось в Вознесенском монастыре лишь в 1869 году после ряда чудесных исцелений, происшедших у гробницы преподобной. В 1880 году были опубликованы служба и акафист преподобной Евфросинии. Акафист читался после каждой воскресной Литургии. Праздничным богослужением отмечались как день кончины преподобной, так и день ее пострига.
В 2007 году Священный Синод учредил орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, которыми награждают женщин за особые заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций в обществе и развитии социального служения Церкви.
Источник: Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015
Тропарь преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской, глас 8
По земне́м вдовстве́ Небе́сному Жениху́ себе́ уневе́стивши/ и в кня́жестем черто́зе подви́жнически пожи́вши,/ по́слежде и черто́г, и чад твои́х/ Бо́га ра́ди оста́вила еси́, преподо́бная Евфроси́ние,/ и вше́дши во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ во и́ночестем о́бразе мно́ги по́двиги показа́ла еси́,/ и свято́е твое́ житие́ по благода́ти Бо́жией блаже́нною кончи́ною увенча́ла еси́./ И ны́не, предстоя́щи Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской, глас 2
Вся кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная презре́вши,/ и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши,/ непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́,/ преподо́бная Евфроси́ние,/ и, дар исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися,/ слепо́му прозре́ние, и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́./ Те́мже ра́достно взывае́м, глаго́люще:// сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.
Молитва преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской
О, преподо́бная княги́не Евфроси́ние, до́брая в жена́х подви́жнице, прехва́льная уго́днице Христо́ва! Приими́ моле́ние от нас, недосто́йных, с ве́рою и любо́вию к тебе́ припа́дающих, и те́плым к Бо́гу хода́тайством испроси́ гра́ду Москве́ и лю́дем от бед и напа́стей сохране́ние, споспеше́ствуй, я́ко чадолюби́вая ма́ти, ча́дом, тобо́ю собра́нным, понести́ и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии и до́бре подвиза́тися ко исправле́нию жития́ своего́, е́же ко спасе́нию; в ми́ре благоче́стно живу́щим испроси́ у Го́спода в ве́ре тве́рдость, во благоче́стии преспе́яние и всем, с ве́рою прибега́ющим к тебе́ и твоея́ прося́щим по́мощи и заступле́ния, подава́й всегда́ неду́гов исцеле́ние, в ско́рбех утеше́ние и во всем житии́ благопоспеше́ние, наипа́че же умоли́ Го́спода в ми́ре и покая́нии земно́е житие́ преити́ нам, мыта́рств го́рьких и мук ве́чных изба́витися и Ца́рство Небе́сное твои́м хода́тайством получи́ти, иде́же ты со все́ми святы́ми Го́споду предстои́ши, да всегда сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
(112)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.