30 августа совершается память священномученика Мирона Кизического и преподобного Пимена Угрешского

Святой Мирон был пресвитером в Ахаии в царствование нечестивого царя Декия; игемоном же той страны был Антипатр. Святой происходил из знатного и богатого рода, был весьма кроток нравом, в своем сердце всегда питал теплую любовь к Богу и людям и проводил жизнь богоугодную.

Однажды, в день праздника Рождества Христова, игемон Антипатр вошел в христианский храм, чтобы взять христиан, собравшихся на молитву, и предать их мучениям. Увидев это, святой Мирон преисполнился ревности и с силою обличил игемона, укорил его. За это он был взят и предан жестоким мучениям. Он был повешен на древе и подвергнут строганию железным гребнем; затем был опаляем огнем; наконец, был брошен в сильно разожженную и испускавшую страшное пламя печь. Но из печи исшел огонь и попалил сто пятьдесят нечестивых слуг игемоновых, стоявших вблизи, святой же остался живым, по благодати Христовой, не потерпел никакого вреда и, стоя посреди печи, благословлял Бога. В то же время в печи видны были святые ангелы, стоявшие посреди огня вокруг святого и охлаждавшие печь.

Когда печь угасла и святой вышел из нее, не потерпев никакого вреда, игемон начал принуждать его поклониться идолам. Когда святой не исполнил нечестивого приказания, игемон повелел снять кожу со святого и резать ее на ремни. Святой же мученик, взяв с себя один ремень, бросил его в лицо игемону. Тогда он снова был подвергнут строганию железными когтями по обнаженному телу и потом отдан был на съедение зверям, однако не потерпел от них никакого вреда.

Тогда игемон Антипатр, увидев себя постыженным страстотерпцем Христовым Мироном, преисполнился гнева и бешенства и своими же собственными руками умертвил себя. Так погиб нечестивый, отдав мерзкую душу свою бесам в ад на вечные мучения.

Святой же мученик был отведен в город Кизик, где скончался, будучи усечен во главу, предав душу свою святую в руки Божии. Так, приняв венец мученический, он вошел в радость Господа своего.

Источник tv-soyuz.ru

Святейший Патриарх Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 году в селе Вельдеманове Нижегородской губернии. Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, он сумел выучиться грамоте, а приобщившись через чтение и личное благочестие к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. Однако вскоре Никите пришлось покинуть обитель, уступая просьбам родственников, он вернулся домой и женился. Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет. Когда прижитые в браке дети умерли, о. Никита убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря.

Постригшись с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия. Со временем переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он был избран там игуменом. Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с Царем Алексеем Михайловичем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви Государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.

В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским. На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт, и Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и Крестным ходом пошел на бунтующих. Пораженные его твердостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед Царем.

А вскоре Никон был избран на Патриарший престол. «Тесная дружба соединяла Никона с царем. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. Великий ум последнего отпечатлен на счастливых годах царствования Алексея», — писал церковный историк Н.Д.Тальберг, осмысливая роль Патриарха Никона.

Однако в 1658 г. произошел разрыв теплых отношений Патриарха с Царем. Никон отрекся от патриаршей власти и уехал под Москву в основанный им Воскресенский монастырь. В 1664 г. Никон неожиданно вернулся в Москву, но был отослан приказом Алексея Михайловича обратно. Церковный собор в 1666 г. обвинил опального Патриарха в произнесении хулы на Царя, жестокости, вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела и, подтвердив проведенные им церковные реформы, снял с него сан Патриарха, сослав в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри. После кончины Государя, по приказу нового Царя Феодора Алексеевича Никон получил возможность вернуться в Москву, но по дороге туда отошел ко Господу 17 августа 1681 года.

Царь Феодор участвуя в погребении, сам на плечах своих нес гроб с телом Патриарха Никона, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех Патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги…

Седьмой Патриарх Русской Православной Церкви Никон по сей день остается одной из самых загадочных фигур Русской истории. Недолгие шесть лет его патриаршества оставили глубокий след в русском Православии. Имя Патриарха Никона чаще упоминается в связи с расколом в Русской Церкви, в результате которого образовалось старообрядчество. Менее известны другие стороны его деятельности. Так, именно Никон способствовал заключению договора 1654 года о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Иерарх мыслил Россию как центр мирового Православия. Ново-Иерусалимский монастырь, построенный им на реке Истра, воссоздал образ Святой Земли с ее главными реликвиями — Храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом, рекой Иордан. Никон был низложен в 1667 году за конфликт с властями и пробыл в ссылке 15 лет. Через год после кончины опального Патриарха в Москву была доставлена грамота глав Восточных Церквей о его «реабилитации».

Между тем, выдающийся русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий) считал Патриарха Никона самым значительным человеком в Русской истории. Именно Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия. При этом, как считают некоторые историки Церкви, именно антицерковные круги, а не Патриарх Никон были виновны в церковном расколе XVII века. Так, выдающийся русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) считал, что, если бы Никон не был бы низложен, то раскола бы и не произошло.

Источник: ruskline.ru

(54)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели