Колокола умеют говорить, главное — уметь их слушать и понимать

10 сентября в Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова в рамках III Фестиваля колокольного звона «Александровский звон» прошел круглый стол «Проблемы и перспективы развития звонарского современного искусства». В нем приняли участие более 30 человек: звонари, педагоги, искусствоведы, руководители и выпускники школ колокольного звона, студенты, краеведы и журналисты.

С приветственным словом выступил руководитель Отдела культуры Волгоградской епархии протоиерей Алексий Кузнецов. Он передал благословение и приветствие митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора организаторам и участникам круглого стола:

«Сегодня начинает свою работу круглый стол, о котором еще несколько десятилетий назад и помыслить было бы невозможно. Звонари, мастера своего дела, собрались вместе, чтобы обсудить важные вопросы своей профессии, рассказать об этом всем желающим, поделиться опытом – тем самым в очередной раз засвидетельствовать свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. Что может быть важнее этого?

Дорогие друзья, братья и сестры!

Мы собрались здесь, чтобы обсудить актуальные вопросы колокольного звона, и даже шире – колокольного искусства. Потому что звон – только одна из областей искусства, без которого не было бы слышно колокольного гласа, ежедневно призывающего нас на молитву. 

Мы точно не знаем, только предполагаем, что первые колокола появились в Китае, а затем по Великому шелковому пути пришли в Европу. Но почему же в огромной стране за китайской стеной колокола не стали тем, чем стали в России? Китайские «коллеги» российских благовестов до сих пор выполняют только сигнальную функцию – у них нет своего языка, своего голоса. В России колокола, напротив, стали символом веры, знаком Родины. Колокольный звон для нас – настоящее творчество в высшем смысле слова. Как так получилось?

Кто-то скажет, что Россия – очень большая страна, большое пространство, которое необходимо было собирать в единое целое. Звон десятков тысяч храмов служил для этого, без сомнения.

Кто-то скажет, что колокол – голос храма, который должен звучать не только внутренне, но и внешне, чтобы призывать людей на молитву, чтобы благовестить.

Но мне ближе всего виˊдение ныне покойного мастера колокольного искусства Александра Сергеевича Ярешко, который объехал всю нашу страну и узнал, пожалуй, чем отличаются друг от друга колокола повсюду. Он утверждал, что голос колокола можно сравнить только с человеческим голосом. Александр Сергеевич говорил, что колокол вообще схож с человеком – у него есть уши, язык, юбка, голова. Кроме того, каждый – неповторим. Встречаются колокола, звук которых подчас непривычен нашему слуху, но они также необходимы и важны для музыкального ряда звонницы – так же, как встречаются люди, которых мы не в силах понять с первого раза, но Господь создал этих людей для того, чтобы мы возрастали в стремлении к пониманию и любви. 

Колокола умеют говорить, главное — уметь их слушать и понимать. И я рад, что сегодня здесь собрались люди, которые едины в этом стремлении».

Руководитель школы колокольного звона при храме Казанской иконы Божией Матери, старший звонарь Александро-Невского кафедрального собора Александр Моренов рассказал о некоторых аспектах своей непростой работы, показав некоторые движения рук, ног и всего корпуса, работающих иногда с многотонными громадинами.

Пресс-секретарь отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии Сергей Иванов сообщил об истории колоколов Александро-Невского собора в Царицыне, которая была практически не изучена из-за отсутствия в нашем городе старинных газет, сгоревших в огне Сталинградской битвы, и скудости архивного материала.

Доцент консерватории им. П.А. Серебрякова, кандидат педагогических наук Татьяна Орлова посвятила свое исследование известному московскому звонарю 20-30 годов XX века Константину Константиновичу Сараджеву.

 Руководитель Сибирского центра колокольного искусства, кандидат искусствоведческих наук Алексей Талашкин (г. Новосибирск) сделал доклад на тему «Современное состояние колокольного искусства в Сибири: обзор звонарских школ и перспективы развития».

Также онлайн выступили преподаватель курсов звонарского мастерства при Даниловском колокольном центре, кандидат искусствоведческих наук Надежда Синдеева с докладом «К вопросу о происхождении канонических звонов»; музыкант, композитор и музыковед из Карелии Кирилл Гуреев («Кантеле и колокола. Сотворчество через столетие») и фронтовой звонарь Вадим Мартов («Привет из-за ленточки»), постоянно ездящий вместе с бригадой артистов выступать в Донецкую и Луганскую области.

По каждому выступлению поступали вопросы, иногда перерастающие в дискуссию.

Вела круглый стол председатель общественной организации «Культурный центр «Управляй мечтой» Татьяна Леонова.

Завершилось мероприятие выступлением руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии игумена Христофора (Казанцева), раскрывшего некоторые стороны организации работы звонаря на приходе и предложившего звонарям объединиться и обратиться в Патриаршую комиссию по культуре с предложением о введении этого предмета в курс духовных семинарий.

(235)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели