В Волгоградской епархии прошла памятная встреча, посвященная митрополиту Гурию (Егорову)
Сегодня, 13 сентября, в актовом зале Свято-Духовского мужского монастыря, состоялась встреча памяти архипастыря Русской Православной Церкви послевоенного периода митрополита Гурия (Егорова).
Почетным гостем мероприятия стал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, который пребывает в нашей епархии по случаю празднования дня памяти святого князя Александра Невского.
Участниками встречи стали священнослужители Волгоградской епархии и прихожане. Для волгоградской паствы, как и для многих других, приснопамятный архиерей очень близок: он был назначен управляющим Саратовской и Сталинградской епархии 70 лет назад — 30 мая 1953 года, внес свой вклад в укрепление приходской и епархиальной жизни нашего края.
Сегодняшнее мероприятие является продолжением состоявшейся в 2022 году встречи, на которой состоялась презентация монографии Дмитрия Владимировича Павлова «До смерти я буду призывать вас к молитве: жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)» из серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви» издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Со словами приветствия обратился к присутствующим глава Волгоградской митрополии митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор: «Каждый может обогатиться его духовным опытом, его жизненным опытом и, конечно, той благодатью, носителем которой он был и которой мы можем приобщиться, когда соединяемся во Христе в молитве об упокоении его святой души.
Владыка Гурий лишился родителей в младенческом возрасте. Три брата Леонид, Вячеслав и Николай были приняты в семью своего дяди. Дядя был человеком простым, малограмотным, очень благочестивым и верующим – ходил на службы сам и заставлял своих приемных детей посещать Литургию. Всегда, садясь за стол, после богослужения он спрашивал, начиная с младшего: «Что сегодня читали в Евангелии?» Им приходилось быть внимательными на службах, слушать, о чем читается отрывок. Он спрашивал и старшего. Николай отвечал интересно и развернуто. Когда мальчики подросли, дядя стал спрашивать их о чтении Апостола. Запомнить Апостол было сложнее, поэтому приходилось, как пишет в своих воспоминаниях владыка Гурий, готовиться заранее. Перед службой он открывал чтения дня, прочитывал, запоминал, чтобы потом как следует ответить дяде.
Позже дядюшка спрашивал, что говорил в проповеди батюшка. Вячеслав отвечал: «он говорил, что надо Богу молиться». «Что-то ты не то говоришь…» — отвечал дядя. Все это понуждало не просто стоять в храме и думать о своем, а быть живым участником богослужений. Наверно именно это отношение приемной семьи воспитало в будущем святителе, исповеднике такую любовь к Богу и Церкви. Он с детства загорелся желанием стать монахом. В школе дети играли в игру, называя первую букву профессии, которую хотел иметь. Кто-то хотел быть летчиком, кто-то инженером… Всех отгадывали. Вячеслав назвал букву «м», и никто не мог отгадать. А он хотел быть монахом.
Однажды, когда в школу пришел новый учитель и стал знакомиться с классом, дошла очередь и до Вячеслава. Школьники сразу закричали: «Он староста, он лучший ученик и монах». На что учитель сказал: «То, что он первый ученик и староста класса делает ему большую честь, а монахом быть тоже очень хорошо». Это посрамило насмешников, они стали относиться с большим уважением к выбору своего одноклассника.
Владыка Гурий от природы был человеком очень тонкой ментальной формации, очень восприимчивым не только к своим обидам, но и к боли другого человека. Он вспоминал ситуацию, когда его брата Леонида, который по характеру был более строптивый, чем Вячеслав, и часто отказывался выполнять указания тети, дядя выпорол розгой. А Вячеслав и Николай в это время в другой комнате трепетали и рыдали, потому что жалели своего брата.
Представьте себе, прошло много лет, они уже стали иеромонахами в Александро-Невской лавре, и как-то собрались вместе: Николай Михайлович, иеромонах Гурий, иеромонах Лев, и вспомнили эту ситуацию. Они все пришли в страшное негодование от такого наказания, так глубоко тронула детскую душу взрослая несправедливость».
Митрополит Феодор делился историями из детства владыки Гурия, которые оставили след в его душе: «Однажды Слава подошел к дяде и сказал: «Мне скучно». А тот его не понял и сказал: «Ну, иди погуляй». Это была не скука от безделья, а необходимость общения. Возможно, в своей духовной жизни кто-то имеет опыт богооставленности, когда человек жаждет богообщения, понимания, что твоя жизнь идет правильно, что ты делаешь что-то приятное Богу. Мне кажется, что здесь подобная ситуация: мальчику нужна была какая-то поддержка, но он не смог это сформулировать в силу ограниченности своего словарного запаса, а дядя не смог его понять.
Он рос удивительным мальчиком – не любил драться. Если возникали какие-то конфликты, то решал конфликт словами. Друзья удивлялись: «Слава, как ты так можешь сказать, что человек понял, что он не прав?» Был у него с детства такой талант.
Однажды, на уроке физики, преподаватель, прекрасно излагающий предмет, но будучи совершенно неверующим, безбожником, высказался неуважительно по отношении к религии, Богу. Ученик Вячеслав встал и парировал так, что учителю нечего было ответить. Видимо в сердце этого педагога какое-то зерно запало. Спустя много лет, когда уже иеромонах Гурий служил в Александро-Невской лавре, привезли отпевать какого-то человека. Ему показалось знакомым имя и отчество покойного. Он спросил: «Как его фамилия? Не был ли он случайно преподавателем физики?» Ему ответили, что он как раз в то время преподавал. Вот как Господь свёл: ученик отпевал своего учителя.
В дальнейшем, когда искания своего жизненного пути привело владыку Гурия в Оптину Пустынь к старцу Анатолию (Потапову), Нектарию Оптинскому, позже он ездил к известному старцу Георгию (Косову). Все трое ему сказали: «Монашество и священство». Он, уже будучи студентом академии, ездил в Японию к владыке Сергию (Тихомирову). Тот, видя его горячность, желание миссионерской деятельности, служения, хотел его оставить там своим помощником. Но не было Промысла Божьего, и он вернулся обратно в Россию. В России, когда началась Первая Мировая война, он пошел братом милосердия на Минском фронте. Там собралось интересное соцветие: Иннокентий Тихонов, который тоже был в Александро-Невском братстве, будущий митрополит Николай (Ярушевич), тогда иеромонах, и студент четвертого курса медицинского института, будущий архиепископ Николай (Воробьев-Уральский). Они все трудились в одном госпитале. Вячеслав заболел болезнью легких и был вынужден оставить служение на фронте.
Как вы все помните, после он поступил в Александро-Невскую лавру, они вместе с братом иеромонахом Львом, иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) основали Александро-Невское братство, которое в народе звали «Ингурлев» – по первым буквам имен его основателей.
Владыка Гурий претерпел гонение, ссылку… Мне кажется очень важным обратить внимание на его слова, которые он писал в своем дневнике, находясь в тюремном заключении, о том, что Промысл Божий его сюда направил, и он чувствует всей душой пользу. И ограничение места, и поношение от сокамерников нужны для того, чтобы побороть свои страсти и для очищения души. «Раньше я думал, — говорил он, — если видишь, что человек не прав – надо сразу об этом сказать, а теперь я понимаю, что так делать нельзя».
Позиция Владыки Гурия потрясающая – он не задавался вопросом: «Господи, за что? Почему? Как спастись?» Он сразу рассматривал ситуацию по отношению к своей душе и сразу увидел пользу и путь дальнейшего роста и совершенствования».
О жизни и служении приснопамятного владыки в Средней Азии рассказал митрополит Викентий. Его Высокопреосвященство напомнил, что для митрополита Германа (Тимофеева) владыка Гурий был тем, кто направил его на путь церковной жизни.
В воспоминаниях этого периода жизни, митрополит Викентий отметил, как приводил к вере, укреплял приходящих к нему людей, образовывал общины.
Также он рассказал о том, как владыка Гурий открывал в 1946 Троице-Сергиеву лавру, о его огромных трудах, о том, как при его участии были возвращены святые мощи преподобного Сергия Радонежского. В этот же год он был назначен на Ташкентскую кафедру.
«Владыка Гурий заложил для Ташкентской епархии большой фундамент духовной жизни. Его трудами было открыто очень много храмов по всей Средней Азии», — отметил митрополит Викентий.
Ко вниманию был предложен документальный фильм «И мы жили удивительной жизнью». Он позволил зрителям соприкоснуться с личностью митрополита Гурия, познакомиться с основными вехами его жизненного пути.
В завершении встречи присутствующие пропели «Вечная память» приснопамятному митрополиту Гурию.
Пусть жизнь митрополита Гурия будет для нас примером и образцом для подражания. Его же молитвами помилует и спасет всех нас Господь.
(85)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.