Ступеньки к Богу – вера, надежда, любовь и премудрость
Сегодня, 30 сентября, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию престольного праздника в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного на территории клинической больницы №5.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Северного и Сталинградского благочиний иерей Олег Иващенко, настоятель храма протоиерей Николай Лисный, иерей Алексий Старостин, иерей Василий Нестеров.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Анны Матненко.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Василий Нестеров.
По окончании богослужения был совершен крестный ход.
Отец настоятель протоиерей Николай поблагодарил архипастыря за совершённое богослужение:
— Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, примите искренние поздравления от всего прихода. В этот прекрасный теплый сентябрьский день мы рады приветствовать Вас в нашем храме. Сегодня верующие празднуют память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Прихожане храма-именинника с нетерпением ждали Вашего приезда. Мы хотим пожелать Вам в первую очередь здравия. Пусть Господь Вас хранит на многая и блага лета! Ис полла эти, деспота!
Митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:
— Досточтимый отец настоятель, протоиерей Николай, всечестные отцы, братья и сестры! Всех Вас сердечно поздравляю с сегодняшним престольным торжеством и общехристианским праздником святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их премудрой матери Софии.
Имена этих мучениц Христовых тождественны христианским добродетелям: вера есть основа нашей жизни и нашего общения с Богом, надежда никогда не посрамляет, любовь – венец всех добродетелей – должна просиять в нашей христианской жизни. Как говорит Христос, «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Но истинное понятие любви человек обычно искажает, опуская до уровня своей греховной жизни, соизмеряя с плотскими страстями.Что же такое любовь на самом деле?
Мы можем выделить две ее характеристики: деятельную, динамичную и статичную. Если человек любит работу, он старается на нее не опаздывать, делать хорошо, с удовольствием. Если не любит – наоборот. Так и с человеком. Если один человек любит другого, то старается ему всячески угодить – делать то, что ему приятно, не соизмеряя, нравится самому это или нет, а только с тем, нравится ли это объекту любви.
Есть еще одно проявление любви – терпение. Кто любит, тот всегда терпит. Как говорит апостол Павел, «любовь не ищет своего» (1 Кор. 13:5), но «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1 Кор.13:7) Мы можем сказать: «Посмотри, как мать любит свое дитя, она терпит все его шалости». Также и между супругами: понять, что муж любит свою жену, или жена своего мужа, мы можем из того, что он или она, по слову апостола Павла, носит на себе немощи своей половины. А если человек не терпит, значит, и любовь неглубока – только внешняя.
Чем больше любовь, тем больше терпения. Господь нас возлюбил в совершенстве, до самой смерти, и нам открывает эту тайну, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Иногда это совершается на протяжении всей жизни, а иногда, как говорят, появляется окно возможности – вдруг сложилась ситуация, и ты можешь пострадать за Христа. Кто-то кротко склоняет свою голову, оставаясь в стороне, а кто-то, будучи даже не крещён, вдруг увидев эту возможность, как воин, охранявший мучеников в Севастийском озере, увидев венцы, сходящие на их головы и одно свободное место, исповедует свою веру и вскоре входит в Обитель Любви – Царство Небесное.
Когда мы с вами что-то не терпим, это говорит о недостатке нашей любви. Но, с другой стороны, ещё есть прекраснейшая добродетель, которую святые отцы называют самой совершенной или самой необходимой – премудрость, рассуждение. Неслучайно говорят в народе: «любовь зла», «любовь слепа», «любовь глупа», потому что человек совершает поступки неразумные. Соизмерять свои действия не со своим чувством, не со своим желанием, не со своим мнением, а с Высшей Правдой, с учением Евангелия и есть наивысшая премудрость. Но премудрости не бывает без терпения – кто не умеет терпеть, тот не умеет рассуждать.
Дело здесь совсем не в образовании и не в уровне интеллекта. Мы с вами знаем множество примеров, когда наших безграмотных предков называли мудрыми, потому что они давали очень простые, но дельные советы, выстраивали жизнь в селе или в городе так, как спасительнее им и будущим поколениям, потому что люди «жили опасно».
Что значит опасно?
«Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5:15). Смотреть с опаской – значит смотреть на причинно-следственную связь, анализировать: «Что будет, если я сделаю так? Что за этим шагом последует?» Мы часто не задумываемся, бежим по жизни, открыв рот, а потом, когда спотыкаемся, падаем, разбиваем в кровь свой лоб, начинаем думать. Но иногда бывает поздно. Кто думает заранее, тот меньше ошибается и, будучи искушен сам, может затем искушаемым помочь, по слову апостола Павла.
Если мы с вами будем изучать законы жизни, законы природы, законы Божьи, то мы сможем понимать не только смысл нашей жизни, но и то, приближают ли наши поступки к вожделенному итогу земного существования или отдаляют от него.
Наша проблема в том, что мы совершенно об этом не думаем, живём как живётся. Мы вроде знаем, вроде стараемся, а там – «как получается». Даже читая вечерние молитвы, мы не останавливаемся и не задумываемся: «Как я сегодня день прожил? Вчера я сделал столько-то плохих поступков, а сегодня лучше или хуже?» Если ты начинаешь видеть нездоровую тенденцию – плохих дел становится больше, а хороших меньше – значит есть проблема, и надо разобраться в чем она.
Бывает разобраться сложно, когда, как говорят врачи, проблема приняла хронический характер. Нам лучше не запускать свою душу, а каждый день её исследовать. Когда врач пальпирует тело и спрашивает, больно или нет, и где-то ощущается боль, то виноваты не руки врача, а очаг, который находится внутри тела. Врач же только открыл проблему.
В нашей жизни огромное количество случаев, когда рука Божия показывает, где у нас болит. Божественные персты – это наши ближние. Когда мы от общения с ними начинаем раздражаться, кричать, это не означает, что перст плохой, это означает, что внутри у нас что-то не в порядке, что мы свою болезнь запустили.
Когда же у нас болит все тело, вся душа, то это уже совсем плохая ситуация.
Нужно остановиться и пересмотреть свою жизнь, понять, что мы находимся на самом краю, у самой гибели. Мы же не знаем, когда закроем глаза навечно, и должны быть готовы к этой секунде каждый день. Это тоже мудрость, это тоже любовь. Если вдруг нам скажут, что сегодня умрём, что мы будем делать? Побежим в магазин покупать красивую одежду, закатим вечеринку напоследок?
Мы сразу увидим, что лишнее, а что главное в этой жизни.
Именно это главное и нужно успеть сделать.
Так мы должны жить каждый Божий день. Понимая, что нужно успеть до вечерних молитв убрать лишнее, исправить ошибки прошедших дней, может быть, даже лет. И сделать что-то доброе, поставить ступенечку, поднявшись на которую, можно было бы стать хоть чуть-чуть ближе к Богу. Об этих ступенечках мы сегодня с вами слышим – о добродетелях вере, надежде и любви. Совершать восхождение по ним нужно с рассуждением и премудростью Божией.
Всех именинниц сердечно поздравляю с днём Ангела. Пусть сугубая благодать и радость духовная исполняет не только ваши сердца, но и всех ваших ближних!
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!
Завтра, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершит воскресную Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского города Волгограда. Начало богослужения в 10:00.
Фото: Андрей Березовский
(91)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.