Митрополит Феодор: Мы не сможем найти покоя, пока наше сердце не обретет Бога

Сегодня, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Александровского округа, настоятель храма протоиерей Игорь Малов, благочинный приходов Бекетовского округа протоиерей Алексий Зимовец, благочинный приходов Сталинградского и Северного благочиний иерей Олег Иващенко, протоиерей Александр Лактионов, иерей Владимир Пономаренко, иерей Олег Солопин.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Галины Журавлевой.

Проповедь перед Причастием произнес иерей Владимир Пономаренко.

В завершении богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:

Сегодня мы слышали Евангельское повествование о гадаринском бесноватом. По-настоящему бесноватых, когда нечистый дух или несколько нечистых духов входят в человека и устраивают там свое жилище, а человек становится уже им подвластным, не так много. Но искушения от лукавого каждый из нас претерпевает постоянно.

Большие и малые лукавые демоны пытаются нас обольстить и сбить с фарватера – с пути спасения. Апостол Павел говорит: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф.6:12).

Начальства и власти, о которых говорится в этом отрывке, – это не земные начальники, это небесные чины. Апостол говорит, что после разделения на Небе, когда отпал Денница и вместе с ним около трети всего ангельского мира, то они отпали по всей иерархической вертикали. Среди них и самые малые, простые ангелы, есть и архангелы, и те, которые предстояли у огнезрачного Престола Господня. Каждый из них, хоть и отпал от Божественной любви, но имеет особую силу в зависимости от чина.

Наша брань не против плоти и крови – не против людей, наших ближних, а против этих демонов, которые стоят за каждой враждой, за каждой ссорой, за каждой неурядицей. Они очень любят прятаться за человеческие спины, любят сталкивать нас друг с другом. Мы думаем: «Какой плохой человек, как он нехорошо сказал, как плохо поступил!» На самом деле он не сам по себе так поступил или сказал, а был побуждаем, искушаем лукавым демоном. Может быть, и не одним. Бывает, что целый легион, порядка тысячи этих нечистых духов подступают к человеку: в зависимости от того, какую жизнь он ведет. Но, оставаясь сокрытыми от наших глаз, они бывают неузнанными, и вся наша злость, наш гнев обращается не на борьбу со страстями в нашем сердце, а сокрушает голову ближнего. От этого великая радость бывает у дьявола – у него получилось не только искусить и ввести в грех одного, не только остаться в тени, но и посеять вражду, которая нескоро врачуется, и дальше продолжается. У некоторых народов даже передается из рода в род, из поколения в поколение.

Святые отцы говорят, что искушения у людей неверующих и у нас, христиан, разные, потому что сам ум наш освящен и молитвой, и таинством Крещения, и благодатью Духа Святаго, и самой мыслью о Боге. Соответственно отличается всё восприятие окружающего мира, и мира внутреннего, душевного.

Мы с вами должны помнить, что эта брань против духов злобы поднебесной никогда не прекращается. Пока человек живет и дышит, они всегда будут рядом и будут сеять помыслы – или тонкие, или грубые плотские. До тех пор, пока человек не уступит и не согрешит, или наоборот – не укрепится в вере чистого исповедания и не разгонит демонов силою Господа нашего Иисуса Христа, призвав Его в своих молитвах.

Когда посрамленный дьявол уходит от человека, то, по слову Евангелия, не может покоя себе найти. Его гордость уязвлена: как же это он потерпел поражение?! Он блуждает, скитается в своей нескончаемой злобе и думает, как бы ему все-таки победить христианина? Что же он делает? Он ищет семь злейших, сильнейших себя демонов и уговаривает их пойти и совершить то, что не получилось у него.

Если за это время человек не укрепил свой внутренний мир, не наполнил свое сердце благодатью Духа Святаго, добрыми делами, то пришедшие нечистые силы находят дом пустым – выметенным, чистым, но никем не занятым. Это самое страшное для человека. Тогда они вселяются уже не по одному, а все вместе. «…и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:45) — говорит Христос.

Наша жизнь должна проходить с осознанием этой постоянной борьбы. Эта борьба возможна при неоскудном внимании к себе, к своему сердцу, стремлениям, мечтам, к своим мыслям, и конечно – к словам, поступкам и действиям.

Человек, который живет беспечно, впадает в руки обольстителя довольно легко, потому что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8) и поглощает тех, кто потерял бдительность, и кто живет без опаски. Потому и говорит нам с вами святой пророк Божий и псалмопевец Давид, что «начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10).

Мы должны жить, боясь огорчить Бога, нарушить Его Божественную заповедь любви, боясь от этой любви отпасть. Когда мы этот страх теряем, теряем и любовь, и Бога. Так бывает и в жизни семейной, так бывает и на производстве: когда человек только начинает работать, он боится сделать что-то не так, он хочет показаться всем хорошим, правильным, а потом он этот страх теряет, он привык и начинает совершать одну за другой ошибки, показывать себя, свой характер, свой гонор. Потом получает по заслугам.

Чтобы у нас не произошло самой страшной ошибки – разрыва в отношениях с Творцом, будем ограждать себя крестным знамением, благодатными словами молитвы, всегда пребывать в поиске Бога. А того, что мы Его, как нам кажется, нашли, совсем недостаточно. Это как тень того, к чему нас Господь призывает.

Если мы еще мятемся в нашей жизни, если сердце наше неспокойно, это только потому, что оно еще не нашло, не обрело в полноте Бога, ибо Он, по словам блаженного Августина, создал нас для Себя, и мы не сможем найти покоя, пока наше сердце Его не обретет.

Всех вас, возлюбленные с сегодняшним днем паки и паки поздравляю.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 60-летием со дня рождения отец Игорь Малов удостоен ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени.

(76)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели