Митрополит Феодор: Мы не сможем найти покоя, пока наше сердце не обретет Бога
Сегодня, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Александровского округа, настоятель храма протоиерей Игорь Малов, благочинный приходов Бекетовского округа протоиерей Алексий Зимовец, благочинный приходов Сталинградского и Северного благочиний иерей Олег Иващенко, протоиерей Александр Лактионов, иерей Владимир Пономаренко, иерей Олег Солопин.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Галины Журавлевой.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Владимир Пономаренко.
В завершении богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:
Сегодня мы слышали Евангельское повествование о гадаринском бесноватом. По-настоящему бесноватых, когда нечистый дух или несколько нечистых духов входят в человека и устраивают там свое жилище, а человек становится уже им подвластным, не так много. Но искушения от лукавого каждый из нас претерпевает постоянно.
Большие и малые лукавые демоны пытаются нас обольстить и сбить с фарватера – с пути спасения. Апостол Павел говорит: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф.6:12).
Начальства и власти, о которых говорится в этом отрывке, – это не земные начальники, это небесные чины. Апостол говорит, что после разделения на Небе, когда отпал Денница и вместе с ним около трети всего ангельского мира, то они отпали по всей иерархической вертикали. Среди них и самые малые, простые ангелы, есть и архангелы, и те, которые предстояли у огнезрачного Престола Господня. Каждый из них, хоть и отпал от Божественной любви, но имеет особую силу в зависимости от чина.
Наша брань не против плоти и крови – не против людей, наших ближних, а против этих демонов, которые стоят за каждой враждой, за каждой ссорой, за каждой неурядицей. Они очень любят прятаться за человеческие спины, любят сталкивать нас друг с другом. Мы думаем: «Какой плохой человек, как он нехорошо сказал, как плохо поступил!» На самом деле он не сам по себе так поступил или сказал, а был побуждаем, искушаем лукавым демоном. Может быть, и не одним. Бывает, что целый легион, порядка тысячи этих нечистых духов подступают к человеку: в зависимости от того, какую жизнь он ведет. Но, оставаясь сокрытыми от наших глаз, они бывают неузнанными, и вся наша злость, наш гнев обращается не на борьбу со страстями в нашем сердце, а сокрушает голову ближнего. От этого великая радость бывает у дьявола – у него получилось не только искусить и ввести в грех одного, не только остаться в тени, но и посеять вражду, которая нескоро врачуется, и дальше продолжается. У некоторых народов даже передается из рода в род, из поколения в поколение.
Святые отцы говорят, что искушения у людей неверующих и у нас, христиан, разные, потому что сам ум наш освящен и молитвой, и таинством Крещения, и благодатью Духа Святаго, и самой мыслью о Боге. Соответственно отличается всё восприятие окружающего мира, и мира внутреннего, душевного.
Мы с вами должны помнить, что эта брань против духов злобы поднебесной никогда не прекращается. Пока человек живет и дышит, они всегда будут рядом и будут сеять помыслы – или тонкие, или грубые плотские. До тех пор, пока человек не уступит и не согрешит, или наоборот – не укрепится в вере чистого исповедания и не разгонит демонов силою Господа нашего Иисуса Христа, призвав Его в своих молитвах.
Когда посрамленный дьявол уходит от человека, то, по слову Евангелия, не может покоя себе найти. Его гордость уязвлена: как же это он потерпел поражение?! Он блуждает, скитается в своей нескончаемой злобе и думает, как бы ему все-таки победить христианина? Что же он делает? Он ищет семь злейших, сильнейших себя демонов и уговаривает их пойти и совершить то, что не получилось у него.
Если за это время человек не укрепил свой внутренний мир, не наполнил свое сердце благодатью Духа Святаго, добрыми делами, то пришедшие нечистые силы находят дом пустым – выметенным, чистым, но никем не занятым. Это самое страшное для человека. Тогда они вселяются уже не по одному, а все вместе. «…и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:45) — говорит Христос.
Наша жизнь должна проходить с осознанием этой постоянной борьбы. Эта борьба возможна при неоскудном внимании к себе, к своему сердцу, стремлениям, мечтам, к своим мыслям, и конечно – к словам, поступкам и действиям.
Человек, который живет беспечно, впадает в руки обольстителя довольно легко, потому что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8) и поглощает тех, кто потерял бдительность, и кто живет без опаски. Потому и говорит нам с вами святой пророк Божий и псалмопевец Давид, что «начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10).
Мы должны жить, боясь огорчить Бога, нарушить Его Божественную заповедь любви, боясь от этой любви отпасть. Когда мы этот страх теряем, теряем и любовь, и Бога. Так бывает и в жизни семейной, так бывает и на производстве: когда человек только начинает работать, он боится сделать что-то не так, он хочет показаться всем хорошим, правильным, а потом он этот страх теряет, он привык и начинает совершать одну за другой ошибки, показывать себя, свой характер, свой гонор. Потом получает по заслугам.
Чтобы у нас не произошло самой страшной ошибки – разрыва в отношениях с Творцом, будем ограждать себя крестным знамением, благодатными словами молитвы, всегда пребывать в поиске Бога. А того, что мы Его, как нам кажется, нашли, совсем недостаточно. Это как тень того, к чему нас Господь призывает.
Если мы еще мятемся в нашей жизни, если сердце наше неспокойно, это только потому, что оно еще не нашло, не обрело в полноте Бога, ибо Он, по словам блаженного Августина, создал нас для Себя, и мы не сможем найти покоя, пока наше сердце Его не обретет.
Всех вас, возлюбленные с сегодняшним днем паки и паки поздравляю.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 60-летием со дня рождения отец Игорь Малов удостоен ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени.
(76)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.