Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор: Мы постоянно ограничиваем Бога

Сегодня, 10 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Знамение» города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Ельшанского округа митрофорный протоиерей Николай Бабак, благочинный приходов Бекетовского округа протоиерей Алексей Зимовец, настоятель храма протоиерей Сергий Алферов, иерей Алексей Гондусов, иерей Олег Солопин, иерей Стефан Тюпин.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Екатерины Алферовой.

Проповедь перед Причастием произнес иерей Стефан Тюпин.

В завершение богослужения отец Сергий обратился к правящему архиерею со словами благодарности:

— Пресвятая Богородица пребывает с нами и незримо, и зримо. Ее заступничество играет для нас огромную роль. Обращаясь к Ней, мы понимаем, что без людей все-равно ничего не бывает. Мы всем приходом трудимся насколько Бог благословляет, насколько хватает наших сил. Испрашиваем Вашего архиерейского благословения и молитв на все дни на нашем пути к Царствию Божию.

Благодарим Вас за совершение богослужения — для нас это большая поддержка.

Митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:

— Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Досточтимый отец настоятель, всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с сегодняшним днем воскресным и с малой Пасхой вашего прихода – престольным торжеством, днем памяти чуда, произошедшего в Великом Новгороде от иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

В этот день мы особо чтим Царицу Небесную и святой образ, который считается одним из самых ранних в христианском мире. А в истории Русской Церкви, истории нашего Отечества, эта дата и радостная, и скорбная одновременно.

В 1170 году, в далеком XII веке, брат напал на брата. Суздальский князь пришел к Новгороду у взял его в осаду. Новгородцы совершенно этого не ожидали и не были готовы к военным действиям. Им оставалось только уповать на помощь Божию.

Они все собрались в храмах, стали усердно молиться Богу. На третий день Господь явился архиепископу Новгородскому Иоанну и повелел взять икону Божией Матери из Церкви Спаса Преображения на Ильине улице, и с этим образом крестным ходом обойти стены осаждаемого града.

С воодушевлением новгородцы приняли икону Царицы Небесной, пошли торжественным шествием с молитвой, с пением, а им в ответ полетели тучи стрел от осаждавших. Одна из них вонзилась в лик Пресвятой Богородицы – в икону, в Ее святой образ. Все увидели, что из глаз Матери Божией потекли слезы. Она отвернулась от суздальцев и повернула Свой пречистый лик к защитникам Новгорода.

Тут произошло следующее: на осаждавших напало смятение. Было ощущение, что они потеряли ориентацию в пространстве, стали нападать друг на друга, убивать… Этим воспользовались жители Новгорода и закончили то, что по благословению Царицы Небесной начали святые Ангелы Божии, посеявшие смуту в стане врага.

Радостно, что Матерь Божия помогла новгородцам отстоять свой город, свои святыни. Печально, что эта брань была не с иноземными захватчиками, не с чуждыми агрессорами, не с войском монгол, а с соседним братским княжеством.

Неужели они были неверующими? Не имели церкви, не молились, не причащались, не читали молитв Божией Матери, не лобзали Ее святых икон? Сложно представить, но они были такими же верующими, боголюбивыми, чтили праздники. Что же послужило поводом поднять руку на брата? Помрачение ума, помрачение сердца. Бывает, человек думает, что живет в свете, но, как говорит Христос, «…если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23). Мы редко задумываемся над этим, подобно ветхозаветным фарисеям полагаем основу своей жизни на формальном соблюдении каких-то религиозных правил, признаков. Об этом говорили еще древние пророки, обличая своих современников и утверждая, что не количество жертв угодно Богу, а наша благочестивая, праведная жизнь, радение о Божественной славе.

Мы напрасно думаем, что если поставим толстые пучки свеч на подсвечники, то нам простятся грехи и Господь даст нам побольше каких-то земных благ. Это совершенно не церковный, не христианский подход. Помрачение — когда человек считает себя лучше других и полагает, что сделал не только всё возможное, но даже больше того, что он, казалось бы, должен был сделать. Когда он смотрит на свои труды не как на малейшее проявление любви и благодарности Богу, а как на некую заслугу, ожидает похвалы от начальства, от знакомых, близких.

Если ему начинают делать замечания, критиковать или обличать, то он, вместо того чтобы скорее исправиться, раздражается. Он начинает смущаться, его сердце томится:

– Как так? Я трудился, а им не понравилось…

Эта ситуация каждому из нас понятна и с той, и с другой стороны. Нам очень важно жить в свете заповедей Евангельских, в свете Божественной любви, которая говорит, что всё в жизни мы сделали как рабы неключимые.

Нет такого дела, которым мы могли бы удивить Бога, потому что в самом лучшем случае Он Сам действует через нас. Бог нам позволяет делать те или иные добрые дела настолько, насколько мы Ему это позволяем, насколько мы Ему позволяем войти в наше сердце, в нашу жизнь, в нашу деятельность.

Часто мы думаем так:

– Хватит, Господи, не тревожь меня, на этом закончим.

Например, пошли молиться. Помолились, прочли правило. Внутренний голос говорит:

– Давай еще канон прочитаем?

А ты думаешь:

– Хватит, я свое отчитал.

Господь смиряется.

Идешь по улице, стоят нищие. С благочестивым видом достаешь сто рублей, подаешь одному, довольный собой идешь дальше. Тут голос:

– Вон той бабушке тоже подай.

– Хватит. Мне что останется?

Мы не замечаем, как в своей жизни постоянно ограничиваем Бога, ограничиваем тот свет, который мог бы в нас быть, но его все время не хватает, потому что мы смотрим на себя с удовольствием, гордимся малейшим достижением, начинаем его увеличивать в своих глазах, наслаждаться, надмеваться. А по отношению к другим людям наоборот: их большие достижения мы принижаем, а малейшие недостатки кажутся великими. Это как в притче про соринку и бревно в глазу.

Свет – это основа нашей жизни. Ходите во свете, «да будете сынами света» (Ин.12:36), не творите дела тьмы, говорит нам Господь. В церковь мы приходим тоже для того, чтобы освятились наши ум, сердце, душа, укрепилась наша воля. Это совершается не только через молитву, через участие в богослужении, церковных таинствах, но и через конкретные дела, через то, как мы устраиваем нашу жизнь.

В каждом храме есть светильники. Никто без света не молится. В крайнем случае при свечах. В центре храма всегда находится паникадило. Это не просто светильник. Это очень важный символ литургической жизни – паникадило в храме олицетворяет Пятидесятницу – схождение Святого Духа на апостолов. Когда в особо важные моменты оно зажигается, это символизирует, что Дух Святой и на нас тоже сходит, и мы пребываем во свете, а не во тьме.

Хотим ли мы с вами просветиться благодатью Духа Святаго, дорогие братья и сестры?

Давайте поможем отцу настоятелю повесить паникадило хотя бы к Пасхе, чтобы Дух Святой и вас утешил, и просвещал, и укреплял, и наставлял на всякое благое дело.

Чтобы не было в нашей среде ни распрей, ни вражды, ни неугодных Богу стремлений, но все мы в совместной молитве Божией Матери и нашему Спасителю совершенствовались в любви и тем самым наследовали Царство Небесное. Аминь.

С праздником всех вас, дорогие братья и сестры.

(29)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели