Митрополит Феодор: Гореть, как свеча, и этот свет нести в мир
«Яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех»
(Мф. 5:16)
Сегодня, 25 декабря, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Валерий Гусаков.
Все житие святителя Спиридона поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.
И мы сегодня прибегаем к его молитвенному предстательству за нас перед Господом: «Препрославленный от Господа святителю и чудотворче Спиридоне! Ныне всечестную память твою празднующе, яко много могущему споспешествовати нам о прославльшем тя Христе, умильно вопием ти: избави нас от всяких бед и зол, да с благодарением зовем ти: Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!» (кондак 1, акафист святителю Спиридону Тримифунтскому)
В завершение богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:
Всех вас, возлюбленные, поздравляю с сегодняшним праздником – днем памяти святителя и чудотворца Спиридона, епископа города Тримифунта*.
О его жизни вы достаточно хорошо знаете. Хочу обратить внимание на небольшую деталь. Вы видите: на иконе он изображен в некой шапочке, а не в обычной для святителя митре. Это корзина, которую он надел, потому что митру у него спрятали. Он, понимая, что церковная жизнь – жизнь богослужебная – не только очень красива и благодатна, но и строга по своей дисциплине, не посмел нарушить чин архиерейского облачения, не пришел с головой непокрытой, но покрыл ее тем, что было.
В этом мы видим, с одной стороны, смирение – вместо благоукрашенного церковного убора он надевает убогую корзину. С другой стороны – глубокое уважение и почитание богослужений и церковной дисциплины.
В другой раз мы видим, что он очень снисходителен к людям, к их немощам: молится о них, исцеляет, помогает, но строго наказывает дьякона, который свой красивый голос, полученный в дар от Бога, приписал своему достоинству, а не милости Божией. Возгордившийся клирик даже позволил себе независимое поведение на службе, за что по молитве святителя Спиридона и был лишен своего голоса, будучи не в состоянии и разговаривать. Тогда клир, верующие люди стали умолять:
– Такой голос у дьякона красивый был, как он службу украшал. Верните голос ему…
Святитель считал это неполезным, но все-таки уступил верующим, помолился, голос вернулся дьякону, но уже не в прежней красоте. Теперь клирик мог говорить и возглашать ровно настолько, чтобы его слышали верующие.
Мы часто забываем или вовсе не думаем о том, как мы выглядим перед Богом, как мы к Нему приходим. Я говорю не только об одежде души, но и о внешнем виде. Сколько женщин у нас дерзают не только в храм, но даже ко Причастию подходить в штанах. Смотришь: ведь не с улицы зашла, а в храм ходит, прихожанка… Что это? Незнание? Конечно нет. Неуважение, нелюбовь, небрежение?..
Можем ли мы сказать, что за такое отношение Господь как-то вразумит человека в этом веке или в будущем? Безусловно. Если апостол уделяет особое внимание одежде, в которой подобает ходить в храм и вообще появляться на улице и мужчине, и женщине, то можем ли мы без внимания оставлять его слово?
Что касается ризы душевной, то здесь особая скорбь у нас, как у священнослужителей, потому что люди причащаются бывает, и не редко, без должной подготовки.
Во-первых, опаздывают на службу. Я уже не говорю о том, что часы пропускают. А ведь часы – это тоже Божественная литургия, первая ее часть. Если Святая Церковь установила этот чин, почему мы его игнорируем? Это неправильно.
Бывает, люди приходят даже позже Евангелия. Причастились, встали в очередь, запили и пошли. Такое отношение к Святым Христовым Тайнам, к Божественной литургии просто оскорбительно и для Христа, и для Церкви, и для священнослужителей, и для всех тех, кто эту Церковь составляет – для всех верующих. Хорошо, когда не только священник или церковнослужитель, но и община церковная таким людям даст подсказку. Не строго, не выговор, а мягко, с любовью скажет: «Брат (или сестра), это не очень хорошо, надо делать по-другому… Ты уж постарайся не оскорблять Господа своим внешним видом…»
Часто священник спрашивает:
– Готовился ко Причастию?
– Готовился.
– Молитвы читал?
– Читал.
Начинаешь поподробнее:
– Какие молитвы?
А никаких молитв и не читал, только «Отче наш». Хорошо, если утренние прочитает, а то и не полностью.
– «Отче наш» знаешь?
– Знаю.
– Читай.
– Отче наш.
– А дальше?
– Что дальше?
– Дальше читай: «Отче наш…»
– Отче наш.
Вот и вся молитва.
Такое духовное состояние наших прихожан, которые считают себя воцерковленными, печально. Я бы сказал, трагично. Это духовный срез нашего общества. Если мы сами внутри себя не будем эту духовную рану уврачёвывать, то нас ждет впереди не очень светлое будущее. Мы должны перед Богом гореть, как свеча, и этот свет нести в мир. А если от нас только копоть, или как говорит Христос «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23) Потому и слышим мы слова Евангелия «да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5:16) Как он должен светиться? «Яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16).
А если люди видят не наши добрые дела, а наше небрежное отношение, то это печаль, скорбь, поношение, поругание.
Известный греческий проповедник, епископ Илия Минятий в слове на Страстную Пятницу восклицал из глубины своего скорбящего сердца:
– Закройте дверь в храм! Пусть никто не видит, что происходит в наших церквях. Как мы, верующие люди, относимся к своему Божественному Спасителю, как мы Его поносим, распинаем! Не дайте радость иудеям, пусть на нас не показывают пальцем язычники! Закройте лучше двери, замкнитесь в своей маленькой общинке, чтобы никто не видел ваши грехи. Не говоря уже об отсутствии того света, который должен был в вас светить.
Вспоминая жизнь святителя Спиридона, постараемся с одной стороны жить в простоте, а с другой – не считать в жизни духовной, в жизни церковной, в богослужении ничего малозначимым или несущественным. Ко всему будем относиться с благоговейным трепетом. Тогда в нашем сердце созиждется то Небесной Царство, о котором говорил Христос.
С праздником!
*Город Тримифунт (современное название Треметусия) находится на острове Кипр
Фото: Зоя Казьмина
(72)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.