Митрополит Феодор: Мир не был к этому готов
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых отцов в храме святого благоверного великого князя Александра Невского и мучеников Кира и Иоанна
Дорогие друзья! Сердечно благодарю вас за тепло сегодняшней встречи, совместной молитвы, за неожиданные подарки, которые вернули в детство – благодаря теплу ваших сердец, я почувствовал себя ребёнком.
Сегодня, в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, Святая Матерь Церковь чтит память святых отцов. В этот день читается одно из самых непонятных, тяжёлых, трудных для восприятия Евангельских отрывков, родословная Иисуса Христа, первая глава Евангелия от Матфея с первого стиха – кто кого родил.
Нужно понимать, что Матфей писал для определённой группы людей – для иудеев, чтобы доказать им, что Иисус, родившийся в Вифлееме, есть Тот Самый Христос, Спаситель мира, обетованный Мессия, о Котором сказал Бог ещё праотцам Адаму и Еве в Раю. Когда они согрешили, Он дал им первое обетование о том, что семя жены сотрёт главу змия, победит дьявола, саму основу греха. С тех самых пор пророки и посланники Божии Духом Святым говорили, возвещали народу израильскому о пришествии в мир Спасителя.
Они предвозвещали, как это будет, через сколько времени. Пророк Даниил говорил: через семьдесят седмин. Говорили, что родится в Вифлееме. Но самой главной задачей пророков было подготовить народ к приходу Христа: чтобы люди не пропустили этот момент, были достойными этой встречи.
Пророки говорили, что не от внешней формы благочестия зависит милость Божия, а от нашего внутреннего состояния, от нашего милосердия. Потому Христос, когда пришёл в мир и вышел на общественную проповедь, кроме того, что возвещал спасительные глаголы вечной жизни, исцелял и воскрешал людей, но обличал фарисеев, тех самых учителей церковных, которые сохранили лишь внешнюю форму благочестия, а силы и духа её отреклись. Как говорил Спаситель, они имели ключ разумения, ключ понимания того, что есть Царство Небесное и как в него войти, но не воспользовались этим ключом сами и не дали другим. В этом их обличал Господь, так же, как и прежде Него – пророки за тысячи лет до Его рождения.
Мы сегодня вместе с апостолом и Евангелистом Матвеем проследили эту генеалогическую цепочку в четырнадцать родов: именно от Адама, от Авраама и Давида родился в Вифлееме Обетованный Спаситель мира.
Как оказалось, мир не был к этому готов.
Много родилось младенцев в Вифлееме, но ни один из них не получил той славы, которую получил Богомладенец Иисус. Однако, и Его рождение осталось бы незаметным, если бы не Небо. Само Небо возвестило об этом.
Закончилось время закона. Наступает время благодати. Сегодня мы с вами эту благодать получили во время молитвы, в причащении Святых Христовых Таин: почувствовали тепло, радость, мир, а суета и озлобление отступили от нас. Представьте себе, что такое чувство должно было посетить весь мир тогда. Но кто-то не почувствовал. Кто-то почувствовал и не понял, что произошло. Даже пастухи не знали, что случилось, до тех пор, пока Ангелы не возвестили им об этом.
Только мудрецы, которые внимательно смотрели на небо, как на некий свиток Божественных законов (как говорил бытописатель Моисей, «светило Господь положил в знамение человеку») – они это знамение увидели. Звезда зажглась на небе и сказала им:
– Пора в путь, поспешайте.
И они пошли, оставив все свои попечения, царства, учёные книги, взяв лишь дары, которые подобало принести Небесному Царю, Богу и Человеку. Мы с вами знаем, что это было за дары: золото, смирна и ливанский ладан. Они говорили, что золото – как царю, ладан – как Богу, а смирну – как человеку смертному, который должен смиряться, как и все мы.
Христос, будучи Законодателем, Творцом Вселенной, одним из лиц Святой Троицы, восприняв на Себя из бесконечной любви к человечеству образ человека, вместе с ним восприял и страдание, и мучение, и скорбь, и показал нам, как нужно терпеть и смиряться.
Мы сегодня, вспоминая святых отцов, понимаем, что, если бы они не читали промысл Божий не только на свитках неба, но и на скрижалях своего сердца, не слушали бы голос своей совести, то не исполнили бы тот замысел, который Господь предназначил не только для них конкретно, но и для всех нас. Если бы они не исполнили волю Божью о себе, невозможно было пришествие в мир Спасителя.
В этом бесконечном, казалось бы, перечислении имён мы видим конкретных людей. Не только праведных, между прочим, не только святых, но и грешников. Грешников кающихся. Тем самым Господь говорит, что Он никого от Себя не отвергает, Он готов видеть в числе Своих родственников по человечеству даже падших грешников, потому что нет человека, который не согрешил. Об уровне греха – кто больше согрешил, кто меньше – не нам судить, а только Богу. Для нас становится очевидным, что главное – этот грех видеть в себе и желать его исправить. Тогда это желание побуждает нас к движению вперёд, к Богу. В этом молитвенном движении мы изменяемся, мы очищаемся, преображаемся, оБоживаемся, то есть – воспринимаем в себя благодать Святого Духа, становимся причастными этой благодати, становимся истинными сынами Божьими, и наши имена Ангелы вписывают в Книгу Жизни.
Когда на Страшном суде будут читать эту книгу, тоже начнут от Адама до Авраама, до Давида и до последнего человека, который останется жив на земле к моменту пришествия Христа. Будем ли мы в этой цепочке – это зависит от нас, но Он готов и хочет, чтоб мы стали Его близкими родственниками, друзьями, разделили с Ним не только радость вечной жизни, но и соуправляли с Ним миром, как Он показал это прежде Адаму.
Пусть сегодняшний день будет прекрасным заключением уходящего года. Так и должно освещать благодарной молитвой окончание всякого дела. Призываю вас и начаток будущего лета тоже осветить своей благодарной молитвой в храме.
С праздником всех вас! С наступающим новолетием.
Всех причастников поздравляем с принятием Святых Таин Христовых.
Благодарим сердечно главу комитета по здравоохранению Анатолия Ивановича Себелева, главного врача Анатолия Анатольевича, сотрудников этой замечательной больницы, пациентов, что разделили с нами радость торжества. Желаю здоровья, в первую очередь духовного, a во вторую — телесного, потому что бывает так, что именно с немощью тела очищается наша душа, и мы становимся свободными от сердечных страстей. Буйство плоти приводит нас ко многим грехам. Как выдержать этот благочестивый баланс учит нас аскетика Православной Церкви. Будем воздерживаться в посте, умножать свою молитву и добрые дела.
31 декабря 2023 года
(48)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.