РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА

всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Волгоградской епархии

«Слава в вышних Богу, и на земли мир,

в человецех благоволение!»[1]

Возлюбленные о Господе всечестные пресвитеры и диаконы,

боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

Сердечно поздравляю Вас с великим и светозарным праздником Рождества Христова!

Ныне воссияла миру Вифлеемская звезда, сбылось то, о чем так долго возвещали древние пророки, то, чего так сильно чаяли ветхозаветные праведники — пришел на землю Примиритель, Которому покорятся все народы.[2] В холодную зимнюю ночь, в убогой пещере, предназначенной для скота, лишенной обыкновенных благ цивилизации, не сказать, что в недостатке комфорта, но в крайней нищете, – рождается Богомладенец Христос от Пречистой Девы Марии. «Приняв образ раба, сделавшись подобным человекам»,[3] Сын Божий входит в самые недра земного бытия, чтобы исцелить и спасти Свое возлюбленное создание от смертельной язвы греха и возвести в лоно Небесного Отца. «Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде»,[4] — поется в стихире на вечерне праздника Рождества. Совершается то, что по-гречески именуется «кенозис», а по-славянски – «истощание, самоумаление». Бог хочет быть с человеком и потому Сам становится Человеком. Он умаляется, чтобы разделить все тяготы и страдания человеческой жизни, быть мучимым, уязвленным, беспомощным, смиренным, распятым и, наконец, убитым. Бог по неизреченной своей любви к нам нисходит даже в самые глубины ада, чтобы победить смерть и диавола и даровать Своим Воскресением вечную жизнь всем умершим во Адаме. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — учит апостол Павел. Отныне никто из людей не может сказать: «Бог слишком далеко от меня. Я так низко пал, а Он так высоко». Божественный Логос, рождаемый в вечности от Бога Отца в Своем вочеловечивании «нам показал, что нет такой бездны, которая для Него слишком глубока, — убеждает митрополит Антоний Сурожский, – нет такой обездоленности, которая превосходит Его способность… отдать всего Себя до конца, чтобы поделиться с нами тем, что Он Сам есть: Жизнь вечная, вечная Радость, Сияние и Свет, Истина и Торжество».[5]

Преклоняясь пред смиренным величием тайны Боговоплощения, обратим свой сердечный взор к Вифлеемской пещере. Овечьи ясли, где родился Христос, становятся центром всего мироздания. Рядом с Творцом пребывает все Его творение — и люди, и животные, и ангелы. Во Христе примиряется всякая тварь, видимый мир и невидимый. И как в яслях Вифлеема мирно сосуществовало все творение Божие, так и сегодня вокруг Христа не тесно никому, никакому народу, потому что Христос есть Истинный Примиритель людей с Богом и друг с другом. Ибо благоугодно было Отцу, … чтобы посредством Христа примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное[6] — читаем мы в послании к Колоссянам.

Бог наш — есть Бог мира, и Он желает, чтобы люди имели мир в себе, мир между собою и вокруг себя. «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны»,[7] — учит Первоверховный Апостол. От нас, христиан, Бог ждет, чтобы мы восприняли дарованный Им мир через подвиг веры и покаяния и удержали, сохранили окружающий мир от греха. От нашего внутреннего состояния во многом зависит и внешнее положение вещей – мир гражданский и мир политический. «Стяжи дух мирен, — увещевает нас преподобный Серафим Саровский, — и тысячи вокруг тебя спасутся». А как стяжать мирный дух нам объясняет Сам Божественный Учитель: «Возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».[8] Смирение, мир и покой – понятия тождественные друг другу. По слову Игнатия Брянчанинова: «Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения; он – действие смирения и причина этого действия».[9]

В конце Божественной Литургии священник, выходя из алтаря, произносит возглас: «С миром изыдем». Это значит, что все мы, исходя из храма, приобщившись Божественной благодати, должны быть в мирном союзе нашей совести, сердца, ума и воли. Этот мир благодатный, мир Христов, нам нужно нести в себе и предвозвещать о нем всей вселенной. «Мы – посланники от имени Христова, — говорит Апостол Павел, — и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».[10] Таких провозвестников называют миротворцами, им обещано от Бога блаженство – состояние высшего блага в будущей жизни: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».[11] Иоанн Златоуст пишет, что «Христос … требует, … чтобы мы примиряли несогласия других, так как и дело Единородного Сына Божьего состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее».[12]

Ныне небо соединилось с землей. Небесные ангелы торжественно воспевают: «Слава в вышних Богу и на земле мир…».[13] Внимая им в сию Рождественскую ночь, пребудем в мире, моя возлюбленная паства! Принесем в дар Божественному Младенцу наши чистые и кроткие сердца, дабы благодать Божия и мир Христов поселились и действовали в них. Пусть дипломаты и политики примиряют народы, директора и руководители – вверенные им коллективы, в семьях наступит согласие и каждый из нас умирит свои греховные страсти. Это и будет лучшим подарком, который мы можем сделать Рождшемуся Спасителю. Аминь.

Божиею милостию, смиренный

+ФЕОДОР

Митрополит Волгоградский и Камышинский

Рождество Христово 2023 / 2024 г.

г. Волгоград

[1]      Евангелие от Луки, глава 2, стих 14

[2]      Ср.: Бытие, глава 49, стих 10

[3]      Послание Апостола Павла к Филиппийцам, глава 2, стих 7

[4]      Рождество Христово. Великая вечерня, стихира на литии

[5]      Митрополит Антоний Сурожский. Труды. О встрече

[6]      Ср.: Послание Апостола Павла к Колоссянам, глава 1, стихи 19,20

[7]      Послание Апостола Павла к Колоссянам, глава 3, стих 15

[8]      Евангелие от Матфея, глава 11, стих 29

[9]      Святитель Игнатий Брянчанинов. Симфония по письмам святителя

[10]    2-е Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 5, стих 20

[11]    Евангелие от Матфея, глава 5, стих 9

[12]    Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 15 на Евангелие от Матфея

[13]    Евангелие от Луки, глава 2, стих 14

 

(48)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели