Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор: Блаженны те, кто знает свою меру
Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним праздником, престольным торжеством этого маленького, душевно тёплого прихода преподобного Серафима Саровского – святого, которого мы воспринимаем, наверное, в первую очередь как носителя Пасхальной радости, радости духовной. В каких бы сложных жизненных ситуациях он не пребывал – терпел ли голод, нужду, ущемление от братии, побои от разбойников – но всегда его сердце было обращено непосредственно к Богу. В этой духовной связи он черпал и силу, и надежду, и радость. Этой радостью он обильно делился со всем окружающим миром.
Мы знаем, что преподобный Серафим оставил нам в наследие своё учение о смысле человеческой жизни. В ответ на вопросы Мотовилова, прозирая его прошлое, как настоящее, старец рассказал, что сам он неоднократно задавался этим вопросом и пытался спросить, узнать у духовенства, священников и даже архиереев, но никто ему не дал правильный ответ. В основном говорили: «не умничай, что ты о себе так много думаешь – такие вопросы задаёшь? Иди молись, постись и хватит тебе».
На самом деле любая чуткая душа поймёт, что во внешних формах религиозной жизни недостаточно совершенствуется внутренний мир человека. Как понять, правильно ты соблюдаешь заповеди или неправильно?
– Чего мне недостаёт, – спросил однажды некий юноша Господа нашего Иисуса Христа, – чтобы стать совершенным?
Батюшка Серафим очень просто и чётко сказал, что цель нашей жизни – стяжать благодать Духа Святаго. Дух Святой – одна из ипостасей Святой Троицы. Если будет жить Дух Святой в нас, Его благодать будет жить в нас, значит и Вся Троица будет в нас пребывать. Мы станем обителью Пресвятой Троицы, соединимся с нашим Творцом и Богом. А чего же ещё нам с вами желать?
Приобрести Царство, стяжать благодать бывает очень непросто. Многим трудом, воздержанием и добрыми делами. Один из уже более высоких уровней духовной жизни – борьба с помыслами. Но никто не сможет победить помыслы, пока не обуздает своё чрево. Поэтому первая ступень аскетической жизни – научиться поститься, научиться воздерживаться не только в постные дни и во время продолжительных постов, но даже когда мы заговляемся или разговляемся. Чтобы воздержание было основой нашей жизни, чтобы мы никогда не распускали себя, свои чувства. Святые отцы нередко сравнивают нашу плоть с осликом или лошадкой: если их плохо кормить, то они не смогут носить груз или, ослабнув, упадут в пропасть на узкой горной тропинке. А если перекормить, то в них возобладает буйство плоти, они станут неуправляемыми: не только груз, но и седока могут свергнуть. Те, кто занимаются сельским хозяйством, знают, что лошадь не кормят овсом, если она не пашет, если она не выполняет тяжёлую работу, а кормят в основном сеном. Когда начинаются пахотные дни, тогда ей нужно больше сил и тогда ей дают побольше овса. Но если кормить овсом в дни обычные, то у неё накопится избыток энергии, как мы говорим, и она от этого избытка разнесёт и стойло, и конюху достанется, и всем.
Блаженны те, кто знает свою меру. Меру во всем: и в физической нагрузке, и в умственной, и в пище, и во сне, и в молитве. Можно и в молитве повредиться умом, если молиться неразумно и чрезмерно.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, каждому из нас понять о себе эту меру. Чтобы её понять, нужно очень внимательно за собой наблюдать. Не случайно духовные аскеты (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов) вели дневник: как питались, сколько спали, сколько молились, какие результаты всех этих аскетических опытов. Тогда у нас появится лёгкость души. Наша дебелая плоть не будет уже оковами висеть на духовном человеке. Они не совсем, но значительно ослабнут, душа почувствует лёгкость.
Вы знаете, наверное, как в дни Великого поста особенно мы эту лёгкость начинаем ощущать. А правильный вектор движения этой лёгкости придает молитва – мы направляем свою лёгкую душу к Богу. Но если вести себя неправильно, то можно в этаком «парящем» состоянии соединиться в помыслах и в своих чувствах уже не с добрыми мыслями, не с ангельскими, не с Божественными, а с плохими – с падшими духами.
Как же понять – продвигаемся ли мы вверх в нашей аскетической духовной жизни или нет? Это можно понять по состоянию нашего сердца. Если оно озлобляется, то, значит, подвиг у нас неправильный.
Бывает, мы начинаем поститься, очень сильно себе во всем отказываем, но дома у нас очень напряжённая обстановка. Нам, таким праведным постникам, лучше, чтобы никто не подходил из грешников, потому что мы тут же научим их праведной жизни. Это говорит о том, что у нас очень много гордости, а истинная любовь всегда смиряется.
Давайте будем учиться смиряться, подражая Серафиму Саровскому, который в своей жизни старался уподобиться Богу. Потому и называют таких подвижников преподобными – то есть в совершенной степени подобными Богу в Его любви, Его смирении, Его благодатной помощи.
С праздником всех вас!
Выражаю надежду, что многострадальный наш храм все-таки получит и крышу, и полноценную Литургическую жизнь. Призываю вас не только молиться об этом каждый день в своих утренних молитвах, но и нести свою копеечку сюда, как нам Господь положил: если есть у кого возможность нести десятую часть от своих доходов, тот будет благословен. Кто двадцатую часть – и того спаси, Господи. Если это будет регулярно и в порядке вещей, как закон для вас, то вы сами увидите, как жизнь изменится. Не только жизнь прихода, но и ваша личная.
Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор
Слово в день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского
Храм прп. Серафима Саровского
г. Волгоград
15.01.2024
(55)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.