Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор: Блаженны те, кто знает свою меру

Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним праздником, престольным торжеством этого маленького, душевно тёплого прихода преподобного Серафима Саровского – святого, которого мы воспринимаем, наверное, в первую очередь как носителя Пасхальной радости, радости духовной. В каких бы сложных жизненных ситуациях он не пребывал – терпел ли голод, нужду, ущемление от братии, побои от разбойников – но всегда его сердце было обращено непосредственно к Богу. В этой духовной связи он черпал и силу, и надежду, и радость. Этой радостью он обильно делился со всем окружающим миром.

Мы знаем, что преподобный Серафим оставил нам в наследие своё учение о смысле человеческой жизни. В ответ на вопросы Мотовилова, прозирая его прошлое, как настоящее, старец рассказал, что сам он неоднократно задавался этим вопросом и пытался спросить, узнать у духовенства, священников и даже архиереев, но никто ему не дал правильный ответ. В основном говорили: «не умничай, что ты о себе так много думаешь такие вопросы задаёшь? Иди молись, постись и хватит тебе».

На самом деле любая чуткая душа поймёт, что во внешних формах религиозной жизни недостаточно совершенствуется внутренний мир человека. Как понять, правильно ты соблюдаешь заповеди или неправильно?

Чего мне недостаёт, спросил однажды некий юноша Господа нашего Иисуса Христа, чтобы стать совершенным?

Батюшка Серафим очень просто и чётко сказал, что цель нашей жизни стяжать благодать Духа Святаго. Дух Святой одна из ипостасей Святой Троицы. Если будет жить Дух Святой в нас, Его благодать будет жить в нас, значит и Вся Троица будет в нас пребывать. Мы станем обителью Пресвятой Троицы, соединимся с нашим Творцом и Богом. А чего же ещё нам с вами желать?

Приобрести Царство, стяжать благодать бывает очень непросто. Многим трудом, воздержанием и добрыми делами. Один из уже более высоких уровней духовной жизни борьба с помыслами. Но никто не сможет победить помыслы, пока не обуздает своё чрево. Поэтому первая ступень аскетической жизни – научиться поститься, научиться воздерживаться не только в постные дни и во время продолжительных постов, но даже когда мы заговляемся или разговляемся. Чтобы воздержание было основой нашей жизни, чтобы мы никогда не распускали себя, свои чувства. Святые отцы нередко сравнивают нашу плоть с осликом или лошадкой: если их плохо кормить, то они не смогут носить груз или, ослабнув, упадут в пропасть на узкой горной тропинке. А если перекормить, то в них возобладает буйство плоти, они станут неуправляемыми: не только груз, но и седока могут свергнуть. Те, кто занимаются сельским хозяйством, знают, что лошадь не кормят овсом, если она не пашет, если она не выполняет тяжёлую работу, а кормят в основном сеном. Когда начинаются пахотные дни, тогда ей нужно больше сил и тогда ей дают побольше овса. Но если кормить овсом в дни обычные, то у неё накопится избыток энергии, как мы говорим, и она от этого избытка разнесёт и стойло, и конюху достанется, и всем.

Блаженны те, кто знает свою меру. Меру во всем: и в физической нагрузке, и в умственной, и в пище, и во сне, и в молитве. Можно и в молитве повредиться умом, если молиться неразумно и чрезмерно.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, каждому из нас понять о себе эту меру. Чтобы её понять, нужно очень внимательно за собой наблюдать. Не случайно духовные аскеты (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов) вели дневник: как питались, сколько спали, сколько молились, какие результаты всех этих аскетических опытов. Тогда у нас появится лёгкость души. Наша дебелая плоть не будет уже оковами висеть на духовном человеке. Они не совсем, но значительно ослабнут, душа почувствует лёгкость.

Вы знаете, наверное, как в дни Великого поста особенно мы эту лёгкость начинаем ощущать. А правильный вектор движения этой лёгкости придает молитва – мы направляем свою лёгкую душу к Богу. Но если вести себя неправильно, то можно в этаком «парящем» состоянии соединиться в помыслах и в своих чувствах уже не с добрыми мыслями, не с ангельскими, не с Божественными, а с плохими – с падшими духами.

Как же понять – продвигаемся ли мы вверх в нашей аскетической духовной жизни или нет? Это можно понять по состоянию нашего сердца. Если оно озлобляется, то, значит, подвиг у нас неправильный.

Бывает, мы начинаем поститься, очень сильно себе во всем отказываем, но дома у нас очень напряжённая обстановка. Нам, таким праведным постникам, лучше, чтобы никто не подходил из грешников, потому что мы тут же научим их праведной жизни. Это говорит о том, что у нас очень много гордости, а истинная любовь всегда смиряется.

Давайте будем учиться смиряться, подражая Серафиму Саровскому, который в своей жизни старался уподобиться Богу. Потому и называют таких подвижников преподобными – то есть в совершенной степени подобными Богу в Его любви, Его смирении, Его благодатной помощи.

С праздником всех вас!

Выражаю надежду, что многострадальный наш храм все-таки получит и крышу, и полноценную Литургическую жизнь. Призываю вас не только молиться об этом каждый день в своих утренних молитвах, но и нести свою копеечку сюда, как нам Господь положил: если есть у кого возможность нести десятую часть от своих доходов, тот будет благословен. Кто двадцатую часть – и того спаси, Господи. Если это будет регулярно и в порядке вещей, как закон для вас, то вы сами увидите, как жизнь изменится. Не только жизнь прихода, но и ваша личная.

Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор

Слово в день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского

Храм прп. Серафима Саровского

г. Волгоград

15.01.2024

(55)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели