Митрополит Феодор: Спасение зависит от того, как мы к относимся ближнему
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в Неделю 36-ю по Пятидесятнице после Божественной литургии в храме Святой живоначальной Троицы хутора Вертячий.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним воскресным днём, с днём памяти удивительного святого – священномученика Игнатия Богоносца.
Я бы хотел напомнить Евангельское чтение о том, как апостолы, услышав весть о Воскресшем Христе Спасителе – сначала от мироносиц, потом от Луки и Клеопы, – не поверили. Пребывали в скорби: плакали, унывали. Как это свойственно и нам, жалели себя. Наверное, до тех пор, пока Сам Христос не явился воочию одиннадцати Своим ученикам, собравшимся вместе. Тогда Он укрепил их в вере и послал на проповедь, чтобы они просвещали все страны, все народы, благовествуя им о Воскресшем Христе Спасителе.
Иисус сказал, что тот, кто имеет веру и крестится, спасён будет, а кто веры не имеет, осуждён.
– Знамения верующим последствуют, – говорит Он.
То есть можно узнать верующих людей по тому, как они ведут себя, как живут, исходит ли от них благодать Святого Духа, являются ли они её носителями или нет.
И дальше перечисляем, что это за знамения:
«именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы» (Мк.16:17). То есть смогут общаться на иностранных, до сих пор непонятных им языках и наречиях внятно и адекватно – это дар Духа Святаго, который апостолы получили во время Пятидесятницы, чтобы всем тем народам, язык которых они раньше не понимали, рассказать о Христе, о Его крестной смерти и Воскресении.
«…змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужыя руки возложат, и здрави будут» (Мк.16:18), то есть ни ядовитая змея, ни скорпион, ни всякие яды не смогут принести никакого вреда верующему человеку. Если и что-то отравленное испиют, потому что травили много и до сих пор травят нашего брата, ничто им не навредит.
Вот так мы можем узнать истинно верующих людей, так узнавали апостолов – проповедников Евангелия, просвещённых благодатью Христа. Они приходили в город и свою проповедь начинали с действия: исцеляли всех недужных, болящих, которые обычно располагались при дороге, прося милостыни на пропитание. Они давали более, чем милостыню – дар Святого Духа, укрепляя их телесные и душевные составы. После чего исцелённые уже не нуждались в милостыне, так как теперь сами могли добывать себе пищу.
И вот народ слышит об этих чудесах исцеления и собирается, чтобы послушать о том, какой же силой они совершают эти чудеса. Кто их Бог? Апостолы рассказывали о Христе, о Святой Троице. А люди, уверовав, принимали крещение и входили в Церковь, в общину святую. Но Христос сказал, что креститься недостаточно для спасения. Нужно иметь веру: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16), хотя бы был и крещён.
Бывает так, дорогие братья и сестры, что мы крестились и ходим в храм, и даже можем процитировать что-то из святых отцов или Евангелия, но это слабое проявление нашей веры. Вера должна проявляться в силе и Духе, как говорит апостол.
Если бы мы имели веру с самое маленькое зерно на земле, с зерно горчицы, мы бы сказали любой горе: «Сдвинься вон туда, мешаешь мне пройти», и она бы послушалась и сдвинулась. Мы сказали бы реке: «Прекрати своё течение, мне нужно перейти на другую сторону», и она бы остановилась. Но мы не мечтаем, не думаем о таких великих делах, потому что не можем совершить и малое, не можем обуздать свой язык, не можем обратить своё сердце, не можем подавить в себе гнев, ненависть, зависть, сребролюбие и прочее, и прочее…
О чем это говорит? О недостатке нашей веры. Когда какая-то скорбь или болезнь, или угнетение со стороны начальства на нас ополчаются, мы что делаем? Обычно унываем, потому что нам себя жалко: «Как же так несправедливо мне свалилось сверху?» А Бог не есть Бог справедливости, Бог есть Бог любви, которая выше всякой справедливости. Он подаёт нам, как нам кажется, незаслуженно, эти болезни и скорби с одной единственной целью: для спасения нашей души, которая оказалась по нашему недосмотру в тяжёлой ситуации, пленённая страстями, опутанная сетями греха, в темнице тёмных духов, которые сторожат её крепко, чтобы не вырвалась из-под их власти и делала то, что они хотят. И сам человек не в силах освободить душу свою от этого рабского плена, потому что нужно проявление силы воли: нужно наложить на себя пост, подвиг молитвы, воздержания, добрых дел. Это все нашему расслабленному естеству тяжело.
И вот мы погибаем. Видим, что погибаем, но что же сделать? Все так – и мы так. А Господь не хочет, чтобы были, как все. Он хочет эту овечку – нашу душу – спасти. И посылает какую-то болезнь, скорбь, притеснение, которые невольно разрушают зависимость нашей души от греха. Мы приобретаем свободу.
Не случайно именно на больничной койке человек задумывается о вечности, о прожитых днях, о смысле жизни, призывает священника, которого не видел, может быть, много-много лет. Вдруг он захотел с ним пообщаться и открыть ему свою душу. Но что дальше? Укрепляется ли в нас, в нашем сердце, в нашей душе эта благодать Духа Святаго? Или она как через сито, через дырявое ведро, словно водица уходит, и снова сосуд остаётся пустым?
Как говорит поговорка, «свято место пусто не бывает». Если оскудела благодать, ушел Дух Святой, то придёт дух другой – нечистый. Он займёт своё место в нашей жизни, будет нами управлять, побуждать, понуждать. Мы же, видя, что теряем благодать, ищем тех светильников, которые своей верой могут поделиться с нами, поддержать, укрепить, наставить, посочувствовать. В такой ситуации важно не просто утешить человека, сказать: «Не переживай, все будет хорошо». Важно поделиться своей силой. Как если бы мы, увидев упавшего на землю человека, подошли и сказали: «Не переживай, поднимайся, всё будет хорошо», и пошли бы дальше. Может быть это и лучше, чем промолчать, но ещё лучше будет своей силой поделиться: поднять его, помочь ему встать.
В духовном отношении от нас требуется то же самое. А как делиться нам тем, чего у нас самих не хватает? Силу духовную нужно в себе укреплять. Есть гимнастика для тела: кто ослаб мускулатурой, ему даже врачи дают назначение на гимнастику, чтобы укреплялась и сердечная мышца, и мышцы тела. Для души так же есть своя гимнастика, которая делает её крепкой, чтобы мы были в духовном тонусе. И что же это за гимнастика? Пост, молитва, участие в таинствах. И, конечно, добрые дела: нужно искать тех, кому мы можем помочь, с кем можем поделиться силой. Здесь происходит удивительное: когда мы тратим физическую силу, она как бы теряется, мы устаём. Но в духовной жизни не так: каждый отдающий приобретает от Бога в несколько раз больше. Потому Христос и говорит: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
Даже и физическое тело, постоянно трудясь, укрепляется, мускулатура растёт. Спортсмены, которые не трудятся, не работают, а только в спортзалах штанги тягают, становятся крепкими и не знают, куда им силу свою применить. Понимаете? Сковородки ломают, книги рвут… Но пахать землю не идут, не идут на завод. Это такой жизненный перегиб – сила есть, но чего-то не хватает.
В нашей жизни должно быть всё сообразно: нужно укрепляться не только физически, но и духовно. Духовная сила не бывает излишней, она всегда будет востребована, потому что людей немощных, больных, скорбящих, обездоленных вокруг нас очень и очень много.
«Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36), говорит Христос. Делатели – это не только апостолы, не только святители, епископы, священники, но и все христиане. Все, кто воспринял Таинства крещения, миропомазания, эту великую благодать Святого Духа. Мы соработники Христу не только в деле спасения наших собственных душ, но и в деле спасения всего человечества, нашего общества. Священное Писание говорит нам о том, что спасение – от ближнего. Это надо понимать не в том смысле, что наше спасение зависит от того, как с нами ближний поступит: ударит, убьет или облагодетельствует. Спасение зависит от того, как мы к ближнему отнесёмся, потому что всё, что мы сделаем для ближнего, как говорит Христос, мы сделаем для Него.
Христос Спаситель будет судить, как мы отнеслись к ближнему. Если с любовью, с терпением, тогда скажет: «Войдите в Царствие Мое Небесное». Если же мы отнеслись без любви, без терпения, то Он нас с Собой не возьмет: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня», «Истинно говорю вам, коль скоро вы не сделали этого одному из меньших сих, то не сделали и Мне» (Мф. 25:31-45).
Нам ведь не хочется лишиться Небесного Царства, не хочется лишиться Божественной любви. Постараемся, чтобы эта любовь проявлялась в нашем сердце по отношению к ближнему, в котором живёт Христос.
С праздником всех вас, дорогие братья и сестры!
(25)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.