Митрополит Феодор: устрашимся хладности своего сердца
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу после Божественной литургии в кафедральном соборе святого благоверного великого князя Александра Невского города Волгограда.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, возлюбленные отцы, братья и сестры, Святая Матерь наша Православная Церковь приглашает нас мысленно, молитвенно, переступить порог временной земной жизни туда, где находятся наши усопшие родные, близкие, те, кого мы знали, с кем встречались, кем дорожили, кого любили, и те, кого совсем не знали. Каждый из них воспринял свою участь от Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые пребывают в покое, радости, мире и благодати. Некоторые отчасти лишены этой радости. Иные пребывают в мучении.
Когда мы совершаем молитву о поминовении усопших отец и братий наших, те, кто сподобились вечной радости, в радости своей умножаются. Хотя и не нуждаются уже в нашей молитве, радуются о том, что мы их помним. Молитва помогает общаться нам, живущим здесь на земле, с теми, кто уже поселился в обителях вечных.
Более того, та благодать, которую они получают от молитв наших, приумножается их молитвами и возвращается к нам. И мы с вами получаем пользу для нашей бессмертной души.
Те, кто находится в теснении, получают некую свободу. Как мы читаем в житиях святых, в дни Вселенских суббот ко всем, кто скован узами, приходит Ангел, и узы спадают с них. В этот день они бывают свободными. Бывает так,. что к некоторым уже не является демон и не истязает, хотя бы какое-то время. Сила гееннского огня, в котором пребывают некоторые грешники, по молитвам Церкви угасает, так что они даже могут видеть лица друг друга – и одно только это становится для них великим утешением. В остальные же дни пламя взмывает ввысь и покрывает всех, кто в нем пребывает.
Сегодняшний день – это не только напоминание нам о Страшном суде, о нашей будущей вечности, об ответственности за нашу земную жизнь, за наши деяния. Это еще благословение, которое дается нам на предстоящий подвиг Великого поста. Господь нам проповедовал через святых Своих, что, прежде чем подъять любой подвиг, любую молитву – келейную или церковную – нужно прежде примириться с теми, кто нас огорчил. Живой это человек или уже усопший… Мы должны в мире сердечном начинать богоугодное дело, иначе Господь его не примет, и мы будем трудиться весь пост в осуждение себе, а не в благодатную помощь. Сначала мы примиряемся с усопшими, а впереди целая седмица, чтобы успели, если кто-то еще не успел, примириться и с теми, кто живет пока на земле.
Обычно в родительские субботы храмы бывали набиты битком, как на Пасху или в Рождество. А сегодня мы видим храм полупустым: это свидетельство оскудения нашей любви к нашим родителям.
Посмотрим на стены своих квартир и домов. Много ли мы увидим фотографий наших благочестивых предков – родителей, дедушек, бабушек? Всё в телефоне – причем в основном не то, что связывает с предыдущими поколениями, а то, что связывает именно нас с кем-то или с чем-то, что нам интересно сегодня.
Это оскудение безусловно приближает приход того, кто поставит себя «вместо Христа». Только тогда, когда настоящей любви не останется, сможет прийти антихрист.
Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Будем же молиться, братья и сестры, каждый день. Будем особо поминать наших родных по заповедям Господним: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12).
По слову апостола «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13:7) будем поминать их в своих молитвах и подавать заупокойные записки. Раньше люди малоимущие специально копили денежки на этот день, чтобы записать всех тех, кого обычно они написать не могут. Вспоминали самых далёких родных и близких: шли в магазины, несли в церковь приношения, чтобы священники и клир помянули их усопших, веруя в то, что милостыня из огня спасает грешника.
Сегодня мы видим, что это приобретает всё более формальные признаки… Страшно это всё, но более устрашимся хладности своего сердца, которая позволяет нам быть безразличными, позволяет довольствоваться малым в том, чего нам всегда не хватает, чем никогда не можем напитаться до конца: Божественной любовью, молитвенным общением с нашими ближними.
Аминь.
(41)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.