Гагарин и Православие
12 апреля отмечается День космонавтики, приуроченный к первому полету человека в космос, который состоялся в 1961 году. Имя первого космонавта — Юрия Алексеевича Гагарина — известно во всем мире. О малоизвестных страницах жизни этого легендарного человека рассказывает руководитель историко-архивного отдела Саратовской епархии священник Кирилл Петрович.
Весь советский период государственная власть боролась с любыми проявлениями религии, атеистическая пропаганда противопоставляла науку, светское просвещение так называемому религиозному туману, как характеризовал любую религиозность В.И. Ленин в статье «Социализм и религия», опубликованной в 1905 году. Более того, любые технические достижения прямо противопоставлялись православию, которое, вместе с другими религиями, низводилось пропагандистской машиной до положения вредного суеверия. Поскольку вожди государства позиционировали себя атеистами, любое достижение государства воспринималось как доказательство верности выбранного богоборческого курса.
Первый полет человека в космос, бесспорно, был самым ярким достижением советской науки и технологии. Старшее поколение помнит антирелигиозный пафос выражения «когда наши космические корабли бороздят просторы вселенной…». Поэтому данное достижение мгновенно стало главным аргументом атеистической пропаганды, впоследствии запечатленным во фразе «Гагарин в космос летал, Бога не видал». Кроме того, Ю.А. Гагарин был военным летчиком, а ВВС – элитой советской армии. Политической и антирелигиозной подготовкой всех военных занимались специально обученные офицеры — так называемые замполиты. Если на гражданской службе причастные к Церкви граждане СССР мгновенно изгонялись из партии (с последующим закрытием для них возможности занимать руководящие должности и обучаться в высших учебных заведениях), что уж говорить о военнослужащих… Также нужно иметь ввиду, что в 60-е годы ХХ века началась вторая волна гонений на Церковь: снова стали десятками закрываться храмы и монастыри, усилилось давление на духовенство, проведение атеистических «просветительских» лекций и издание аналогичной литературы вновь стало массовым, антирелигиозные выпады считались нормой, от кого бы они ни исходили.
На этом фоне неудивительно прочитать в книге за авторством Юрия Гагарина (Гагарин Ю. Дорога в космос: записки летчика-космонавта СССР / лит. запись спец. кор. «Правды» Н. Денисова, С. Борзенко. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 236 с.) такие строки: «Полет человека в космос нанес сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и все связанное с его именем выдумка и чепуха».
Казалось бы, ответ на вопрос о вере первого космонавта является в таких условиях очевидным. Однако не все так просто, и жизнь как всегда оказывается сложнее и интереснее кажущихся очевидными выводов.
Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934 года, в самый разгар гонений на Церковь. При этом детство его — а рос он в смоленской деревне Клушино — пришлось на годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 годы село находилось в немецкой оккупации. В период войны, когда под угрозой было само существование государства, власти благоразумно позволили Церкви более активно участвовать в общественной жизни и даже допустили ее, хотя и временно, до благотворительной деятельности. В эти годы возобновились массовые крещения детей, что было обусловлено не только увеличением числа храмов и грозящей военной опасностью, но и отсутствием дома глав семейств, которые не могли этому воспрепятствовать, находясь на фронте. Был крещен и маленький Юрий.
Вести церковную жизнь молодым людям в те годы было весьма затруднительно, с учетом особого внимания уполномоченных по делам религий к молодежи. Тем более это было невозможно на военной службе. Но и убежденным атеистом Гагарин не стал, несмотря на все старания государственной пропагандистской машины.
По свидетельству его близкого друга, полковника Валентина Васильевича Петрова, доктора философии и доцента Военно-воздушной академии, Гагарин был религиозным и верующим человеком. Так, свое на 30-летие в 1964 году Юрий Алексеевич пригласил двоих своих друзей, в том числе и самого В.В. Петрова, посетить с ним Троице-Сергиеву Лавру. Одежда, разумеется, была гражданской, но снять и оставить в шкафу всесоюзную известность первому космонавту было невозможно. Он был мгновенно узнан и окружен толпой посетителей монастыря, которые стали задавать ему вопросы и просить автографы. Всегда скромный и отзывчивый Юрий никогда и никому не отказывал в своем внимании, и от желающих постоять рядом с первым космонавтом не было отбоя. По свидетельству В.В. Петрова, спас их наместник монастыря, пригласивший космонавта в свою келью. Затем друзья были приглашены в Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии. Как позже вспоминал Валентин Васильевич, «там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: «Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!» Очень долго он на него смотрел тогда… Когда мы возвращались в тот раз из лавры, на нас такое впечатление произвело все увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: «Валентин, вдумайся в слова: иже еси на небеси«. Я распахнул глаза: «Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?!» Он говорит: «А ты думаешь, один ты их знаешь? Ну, молчать-то ты умеешь»».
Бюрократический аппарат, разумеется, новость о посещении Лавры не обошла, и срочно требовалось принять соответствующие меры. И они были приняты — правда, не в отношении самого Гагарина, упрекнуть которого никто не решился, а в отношении приглашенного им В.В. Петрова. Его обвинили в том, что это он склоняет космонавта к православию и с указанной целью организовал ту самую поездку в Лавру. Впоследствии Ю.А. Гагарин вызвал человека, который объявил этот выговор, и сказал ему: «Я не хочу говорить тебе плохих слов, просто ты сам подумай, как капитан может полковника тащить в православную церковь? Это я его привез». При этом выговор, разумеется, остался в силе. Такое было время.
Спустя непродолжительное время после этого случая Юрий Гагарин выступал на заседании пленума ЦК по вопросам патриотического воспитания молодежи. Там первый космонавт снова вспомнил о храме Христа Спасителя. Ему был заранее написан текст выступления, который он отодвинул со словами: «О каком воспитании можно говорить, когда взорван храм славы нашего Отечества, и на его месте какой-то бассейн! Поэтому есть предложение — восстановить храм и заодно Триумфальную арку». Реакция оказалась ожидаемой: раздались бурные аплодисменты поддержки, хотя, конечно, на пленуме таких слов никто не ожидал. Президиум также был застигнут врасплох и серьезно напуган поступившим предложением, однако открыто выступить против никто из присутствующих не посчитал для себя возможным. Здесь нужно напомнить современникам, что в то время авторитет Гагарина был непререкаемым и не шел ни в какое сравнение даже с авторитетом Генерального секретаря ЦК КПСС. Впрочем, предложение по восстановлению храма Христа Спасителя впоследствии благополучно замяли и забыли.
Несколько раз вместе с матерью Гагарин бывал у известной православной подвижницы схимонахини Макарии (Артемьевой; 1926–1993). Старица говорила: «Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок». Когда он погиб, старица Макария позвала священника, попросила заочно отпеть. Молилась об упокоении его души.
По воспоминаниям друзей и современников, Юрий Гагарин не был тихим, но выделялся своей простотой, честностью и удивительным спокойствием. Его волнения перед тем самым стартом не заметил никто из окружающих — оно было зафиксировано лишь приборами, уловившими повышенную частоту сердцебиения. Не всем нашим современникам понятен героизм первого космонавта сегодня, в век космического туризма — весьма дорогого и немногим доступного, но всё же возможного за деньги развлечения. Но в том первом полете никто не взялся бы дать гарантию успеха. Старт неоднократно переносился, даже 12 апреля он был перенесен на два часа — поломку устраняли, когда первый космонавт был уже в кабине. В период подготовки он лично наблюдал отказы и поломки приборов, отвечавших за его жизнь во время полета, и эпизодов этих было не два и не три. По причине этих несовершенств, кстати, и приземление произошло не в Казахстане, как планировалось, а на берегах Волги, в месте, где состоялась его первая встреча с небом. Все это он внимательно и трезво фиксировал, не поддаваясь панике и прекрасно понимая, что в случае чего помочь ему не сможет никто. Конечно, и другие космонавты впоследствии осознавали, на что идут, были готовы на это, некоторые из них и погибли в результате аварий космических кораблей, но героизма Гагарина это обстоятельство никак не умаляет.
Другая потрясающая особенность нашего героя – его удивительная скромность. О нем говорила не только вся страна – весь мир. Принять его считали за честь руководители государств, царские особы и религиозные лидеры всего мира. В Бразилии, когда Гагарин вышел из самолета и сел в машину, тысячи жителей столицы подняли автомобиль с ним и несли на руках до президентского дворца. Медные трубы преодолеть сложнее, чем огонь и воду, но Юрий Алексеевич и с этим искушением справился блестяще, навсегда запомнившись современником открытым и доступным человеком, с одинаковым вниманием пожимающим руки и королям, и дворовым мальчишкам.
Был ли Гагарин в современном понимании воцерковленным человеком? Согласно воспоминаниям его современников, очевидно, что нет. Был ли он более верующим человеком, чем большинство граждан Советского Союза? Приведенные выше факты свидетельствуют именно об этом. Даже опасения запрета на полеты, что было весьма болезненным аргументом для шантажа летчиков того времени, не изменили его позиции и поступков. Был бы он таковым, если бы Бог благословил ему жить в другой, более благоприятный с религиозной точки зрения исторический период? У меня в этом нет никаких сомнений, с учетом сделанного им за относительно недолгую жизнь. Его друзья и единомышленники в 1980–1990-е годы уже осознанно вошли в Церковь.
Источники и литература
(40)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.