5-я Неделя Великого поста — память преподобной Марии Египетской
Что помогло блуднице стать святой
До отхода корабля оставалось меньше часа. Груз был уже уложен, трюмы — задраены, и теперь капитан отдавал последние указания экипажу. На причале стояли люди — хозяева товара, сопровождающие и просто пассажиры, готовые к долгому и опасному путешествию.
— Куда направляетесь? — из снующей вдоль берега толпы послышался голос молодой женщины. Одежда, обувь, прическа и безвкусные дешевые украшения выдавали в ней дешевую блудницу, коих в александрийском порту было великое множество. Вела она себя слишком раскованно даже для представительниц своей профессии.
— В Палестину, — с борта свесился хозяин корабля, старый морской волк, который не привык разводить длинные разговоры. — Деньги есть?
— Нет. У меня есть товар, — женщина кокетливо поправила черные кудри и подбоченилась.
— Мы за нее заплатим, — за спиной блудницы под дружный гогот зевак, наблюдавших за диалогом, один из пассажиров вынул из пояса несколько монет и бросил их владельцу судна. — Пойдем! — молодой человек ступил на трап, а за ним с видом триумфатора на борт проследовала женщина.
Заплаченные за нее деньги женщина отработала полностью — мужчины на судне были ею довольны. Правда, никто не спросил даже ее имени, хотя о себе она могла рассказать многое. Как в двенадцать лет от роду ушла от любящих родителей в поисках красивой жизни, как сразу лишилась девства и стала обслуживать сначала рабов, затем — самих хозяев. Как очень скоро настолько полюбила свое занятие, что видела лишь одну цель — сменить за день как можно больше клиентов. Как часто голодала и не имела даже драхмы в кармане, но готова была отдаться первому встречному бесплатно. Как за семнадцать лет своего промысла познала множество мужчин полумиллионной Александрии и теперь плыла в Палестину в поисках новых встреч и ощущений.
Она стремилась в Иерусалим — город небольшой по населению, но очень значимый и манивший огромные потоки паломников. Пилигримы, не считавшие зазорным совместить поклонение святыням с интимными похождениями, стали ее главным клиентами. Она появлялась в самых людных местах, не стесняясь заходить даже в храмы. И однажды именно в базилике Воскресения произошло с ней то, что перевернуло всю ее жизнь.
В день праздника Воздвижения Креста блудница последовала в церковь и вместе с молящимися вошла в притвор. Все люди проходили дальше в храм. Однако стоило ей подойти к дверному проему, как какая-то невидимая сила отбросила ее назад. Сначала она решила, что ее сдавила толпа. Несчастная четыре раза втискивалась в ряды входящих в храм, но ее усилия были тщетны, и она поняла, что происходящее имеет сверхъестественную природу.
Блудница в отчаянии стояла в углу притвора, сзади ее толкали люди, вперед невозможно было ступить и шагу. Женщину объял ужас, сердце кипело от возмущения, обиды и бессилия. В проходившей мимо нее толпе мелькали лица тех, кто еще сегодня утром делил с ней ложе. Но они благополучно шли дальше, а она стояла как вкопанная. И тут мечущийся взгляд женщины остановился на старинной мозаичной иконе. С золотого фона на нее с невыразимой грустью смотрела Богородица.
Она сразу все осознала. Вмиг ее бессмысленная жизнь до мельчайших подробностей пронеслась перед ней, и она каждой клеточкой ощутила глубину своих грехов. Из глаз хлынули слезы. Так она не плакала никогда. Рыдая и обещая Богородице исправиться, женщина снова попыталась войти в храм — на этот раз успешно. В тот же день она решила уйти из города. Окажись на ее месте другая блудница, она попросилась бы в один из приютов милосердия, где принимали таких раскаявшихся грешниц, давали кров, пропитание и помогали начать честную жизнь. Но ее случай был особый: при виде всего лишь мужского лица она готова была отдать себя целиком. Внутри нестерпимо пылал огонь похоти, и это не было физиологической потребностью или какой-то особенностью — она прекрасно осознавала, что ею владеет какая-то дьявольская сила. Нужно было рвать с прошлым без промедления.
Сорок семь лет бывшая блудница провела в пустыне за Иорданом, избегая встреч с людьми и подвергаясь невероятным опасностям и испытаниям, которые не смогли заставить отшельницу изменить своей цели — покаянию. С Божьей помощью и огромными личными усилиями она по капле выдавила из себя бесстыдную ненасытную блудницу и стала одной из величайших христианских подвижниц. Через год после смерти ее тело обнаружил монах, старец Зосима, единственный христианин, которому привелось говорить с ней при ее жизни. Рядом с ней он нашел послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери». Так та, кого не знали даже по имени тысячи людей, что общались с ней при ее жизни самым тесным образом, стала известна и действительно близка всему христианскому миру, никогда даже не видевшему ее живой.
Источник: ФОМА.ру
Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу́/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3
Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ ангельское жительство подражающи,/ демона креста оружием погубляет.// Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.
(14)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.