Митрополит Феодор: Приготовим свои сердца и свои жилища к Великому Празднику

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление,

а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную»

Послание к Галатам 6:8

Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с Великой Средой, с последней Литургией Преждеосвященных Даров в этом году. Последний раз мы с вами читали молитву преподобного Ефрема Сирина. Но пусть эти великопостные молитвы не покидают насовсем наше сердце, наш ум. Не случайно их любят повторять не только церковные иерархи и клирики, но и поэты, потому что в них содержится некий смысл и глубина мудрости Божией.

 «Господи и Владыко живота моего!»

Так обращаемся мы к Подателю нашей жизни, Творцу всяческих, называя Его Господином и Владельцем, Владыкой нашей жизни.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

Не случайно святые отцы называют праздность матерью всех пороков. Как мы видим, даже на невозделанной земле всегда растут тернии, волчцы и сорняки. Так и в душе христианской, которая не упражняется в добродетели, в молитве, в воздержании. Казалось бы, ничего греховного не делает, тяжких преступлений себе в осуждение не совершает, но постепенно от праздности она покрывается множеством мелких грехов, которые пленяют ее и сдают во власть дьяволу.

Это приводит к унынию. Когда человек видит свою беспомощность перед властью давлеющего над ним греха, он унывает, отчаивается. И мы просим, чтобы Господь разрушил эту власть греха.

Любоначалие свойственно, пожалуй, каждому человеку. Каждый хочет быть начальником, хочет руководить, если не всем миром, то по крайней мере в своей семье – это проецируется на все сферы нашей жизнедеятельности. Нам нужно научиться искать не своей, а Божественной воли, не быть над всем начальствующими: как говорит Христос, «кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою» (Мк. 10:43). Научимся же служить друг другу, тогда приблизимся к Самому Господу.

Празднословие. Кого обошел этот грех? В праздном разговоре мы проводим свою жизнь. И по телефону, и в очном свидании. Есть еще понятие многословия – это когда мы говорим по делу, но используем слишком много ненужных слов. Празднословие же – это произнесение слов напрасных, ненужных, иногда ради поддержания разговора, а порой и просто сплени… Ни о чем. За каждое праздное слово человек даст ответ. Будем помнить, что в слове заключается великий творческий потенциал и глубочайший Божественный смысл. Посредством слова Бог сотворил небеса и землю, всю Вселенную и «вся, яже в них». Неслучайно Вторую Ипостась Святой Троицы мы называем Логос (Слово). И наше слово имеет силу: оно может буквально поставить на ноги, а может поразить в самое сердце. Если мы будем упражняться в произношении только добрых и нужных слов, а слов греховных, суетных и бранных будем избегать, то постепенно увидим, что наше слово приобретает силу. Нам не нужно будет произносить сто раз одно и то же. Люди начнут понимать нас с первого слова. И не только люди – животные. Не только животные, но даже бессловесная природа: как говорит Сам Христос Спаситель, если прикажем горе сдвинуться с места и пойди в море, она послушает нас и сделает так, как мы просим.

Просим мы у Создателя всех духа целомудрия. Целомудрие – это не только сохранение чистоты своего тела, потому что целомудренными бывают и жена, и муж. Но целомудрие – это сохранение целостности всего человека, всей полноты триединой составности: духа, души и тела. В мудром сочленении и использовании их человек становится полноценной личностью. Кто может сказать о себе, что он полноценная личность? К сожалению, далеко не каждый. То мы хотим это, то мы это уже не хотим… Наши желания бывают совершенно противоположны друг другу, и мы порой сами не знаем, чего желаем, от чего бежим и к чему стремимся. Это говорит о раздвоенности, о внутреннем разрушении нашей личности.

Смиренномудрия просим у Бога. Научиться смиряться – это великое искусство, но смиряться нужно не всегда, не везде и не перед всем. Нельзя смиряться перед грехом. Перед грехом нужно восставать. Нельзя смиряться перед хулой на Бога, на Церковь, на священные предметы. Нужно исповедовать свою веру и вставать на ее защиту.

Но мы чаще всего молчим тогда, когда нужно говорить, и говорим тогда, когда надобно молчать.

Дай нам, Господи, дух смиренномудрия!

Терпения и любви мы просим у Господа. От терпения рождается смирение, смирение приводит нас к различным добродетелям, ибо без труда никакой добрый плод не может человек принести. И не всякий труд совершается с терпением и до конца. Но именно «…претерпевший до конца спасется» (Мф. 10:22), как говорит нам Святое Евангелие.

И, конечно, из всех добродетелей, которые созидает терпение, выше всех любовь – вот кто умеет терпеть, прощать, смиряться, искать не своего, а того, что полезно и приятно объекту нашей любви!

В конце молитвы преподобный Ефрем восклицает: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети (видеть, понимать) моя прегрешения (мои собственные грехи) и не осуждати брата моего (ближнего)». К сожалению, мы чаще видим грехи других, и они нас раздражают, они нас надмевают, они позволяют нам гневаться и совершать другие непристойные поступки. Но если бы человек видел свое несовершенство, то вполне бы удовлетворился наставлением преподобного Амвросия Оптинского: «Знай себя (бойся о себе, плачь о себе), и довольно с тебя (а большего не ищи)».

Сегодня мы вспоминаем, дорогие братья и сестры, предательство Иуды – страшный поступок одного из ближайших учеников Господа. Можем ли мы сказать, что каждый двенадцатый – предатель? Наверное, нет. Но мы можем сказать, что в нас живет этот предатель. Мы способны предать, просто не знаем, когда: увидев, что деньги тратят не туда, куда нам хотелось, или когда петух возгласит? И мы отречемся… Но мы должны молиться, чтобы этот мелочный, сребролюбивый человек, который возлюбил временное больше, чем вечное, а материальное больше, чем духовное, погиб в нашей душе, в нашем сердце. Чтобы вырос другой человек – духовный, который будет искать то, что благо для его души. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6:8), как говорит апостол Павел.

Будем же, возлюбленные братья и сестры, сеять для жизни вечной, чтобы пожать нам плоды Царствия Небесного. Аминь

Завтра великий день – Великий Четверток – установление Таинства Евхаристии и воспоминание Тайной Вечери. В этот день все верующие православные христиане спешат приобщиться Святых Христовых Таин, особо готовятся к этому дню. Хотя молитвы длинные, но мы черпаем силы не в мышцах и костях своих, а в укрепляющем нас Святом Духе.

После Великого Четвертка, в который приготавливаются Тело и Кровь Христова в храмах Русской Православной Церкви для причащения больных, немощных, наступит Великий Пяток. Мы будем вспоминать распятие Господа нашего Иисуса Христа. Мы будем участвовать в трогательных и удивительнейших богослужениях выноса и погребения Святой Плащаницы Спасителя. А день субботний – день покоя, уже предвкушение великого дня Светлого Христова Воскресения.

Не забудьте, дорогие братья и сестры, приготовить и свои сердца, и свои жилища к Великому Празднику, чтобы они были чистыми, убранными, и чтобы пища на наших столах была подобающей Торжеству.

(53)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели