Побеждал любовью

Памяти митрополита Гурия (Егорова)

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора после панихиды на месте упокоения митрополита Гурия (Егорова) на малом некрополе возле храма Всех святых г. Симферополя.

Христос Воскресе!

Дорогой отец настоятель, дорогие братья и сестры!

Сердечно рад сегодня разделить вместе с вами молитву и поминовение раба Божиего митрополита Гурия. Благодарю за любовь и благословение дорогого митрополита Тихона, за возможность здесь, в святом месте снова и снова прикоснуться сердцем к нему – к тому человеку, которого мы лично не знали, но познали через рассказы других. Через совместную молитву мы ощутили его близость, теплоту его души и его взаимные о нас молитвы.

Не получилось приехать в этом году на день его блаженной кончины и день рождения. Но Господь благословил сегодня посетить храм и вознести вместе с вами, возлюбленные, свои усердные молитвы ко Господу.

Владыка Гурий прожил непростую, очень насыщенную жизнь. Он был человеком безусловно незаурядным. В детстве он потерял родителей. Вместе со своим братом, будущим архимандритом священномучеником Львом (Егоровым) они жили у дяди, который заботился о их воспитании и образовании. Образование, которое получил будущий митрополит Гурий, позволило ему в лагерях, в которых он пребывал за веру православную и за свою непреклонность, сохранить свою жизнь. Он прекрасно владел итальянской системой бухгалтерского учёта, на нём лежала ответственность за начисление заработной платы работникам и доставку ее в разные участки лагеря. Это было связано с опасностью: криминальные элементы могли отнять чемодан с деньгами, а его убить.

Но Господь хранил владыку Гурия на всех путях его жизни.

Особым местом его служения и духовной привязанности явилась Средняя Азия, где он находился на тайном служении, в так называемой катакомбной церкви – не той, которая отделилась, а той, где нельзя было служить открыто из-за гонений, свирепствовавших в то время.

Жили они незаметной, но очень насыщенной жизнью. Была у них общинка в Бешбале недалеко от Самарканда. Они купили маленький домик и выкопали под ним подвальчик, в котором собирались на молитву. Чтобы снаружи не было слышно звука молитв, приходилось закрывать двери и окна, из-за чего было очень душно. Как рассказывал духовный сын митрополита Гурия владыка Михей (Хархаров), глаза слипались, невозможно хотелось спать, потому что вставали рано, ложились поздно, рабочий день был очень напряжённый. Но все это ради Христа они претерпевали. Местные жители не знали об этом тайном храме и принимали доносившиеся звуки молитв за пение Ангелов, считая это место святым.

В 1946 году Святейший Патриарх Алексий I благословил владыке Гурию особую миссию: открытие после Великой Отечественной войны первого монастыря – Троице-Сергиевой лавры, которая по сей день является духовным сердцем России.

Тогда ещё архимандрит Гурий в окружении своих помощников, духовных детей – будущего митрополита Иоанна (Вендланда), будущего архиепископа Михея (тогда только что вернувшегося с войны Саши Хархарова), Игоря Мальцева – подготавливали Успенский собор, где работал музей атеизма и даже стояло чучело медведя, то есть была настоящая мерзость запустения. Они очищали и готовили к празднику Пасхи храм. Им удалось сделать, казалось бы, невозможное, но в этой суете дней они забыли про самое главное – про антиминс. И вот в последнюю перед службой ночь, когда уже поздно было писать Патриарху прошение… вдруг появляется человек и говорит:

– Прежний настоятель просил передать, что, когда Лавра откроется, чтобы я передал это.

– А что здесь?

– Смотрите.

Это был прежний, ещё царских времён антимис. На нём и совершили Божественную литургию.

Потом архимандрит Гурий получил сан епископа, отправился в свою любимую Среднюю Азию и далее, из Ташкента уже, путешествовал по послушанию церковному в Саратов, Чернигов, Днепропетровск, Минск, Ленинград, Симферополь. Его апостольское служение – труды по преображению Церкви Христовой, которая была поругана, осквернена во многом, не нравилось власть имущим. В отличие от других регионов, в тех епархиях, где служил владыка Гурий, властям практически не удавалось закрывать храмы. Поэтому его постоянно переводили с места на место, чтобы, как часто пересаживаемое дерево, приносил меньший плод.

В Ленинграде, где он был постоянным членом Священного Синода, клещи советской власти достигли своего апогея: его так сурово контролировали, что он не мог даже побеседовать тайно со своими духовными детьми. Сергей Андреевич Зегжда, выдающийся математик, профессор, автор монографии, посвящённой Александро-Невскому Братству, вспоминал, что прежде, когда молодым человеком он приезжал в Петроград, владыка Гурий уделял ему время. Владыка любил молодёжь, умел общаться, находить нужные слова, и молодые люди его ценили. Но в Ленинграде он уже не смог Сереженьке оказать должное внимание, потому что был совершенно не свободен, себе не принадлежал.

Эта ситуация и состояние здоровья (он был уже немолодых лет), привели к тому, что владыка Гурий написал прошение на Крымскую кафедру, которую только-только покинул, перейдя из временной жизни в вечность, святитель и исповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Его могила находится рядом.

В своих письмах, адресованных митрополиту Гурию, его духовный сын архимандрит, впоследствии митрополит, Иоанн (Вендланд), который служил в то время в отделе внешних церковных сношений, говорил, что знает о прошении своего духовного отца и что Патриарх благословляет.

В книге, которую я хочу подарить отцу Владимиру, содержатся очень трогательные письма: они передают не только эпоху, тот дух, настроение священнослужителей нашей Православной Церкви, но и горячую любовь к своему духовному отцу, наставнику.

Каждое письмо начинается одними и теми же словами: «Дорогой и горячо любимый Владыка!..» А дальше автор письма рассказывает о себе, задает вопросы своему духовному отцу… В этой книге можно увидеть трепетность отношений. Как говорил владыка Михей: «У нас даже в мыслях не было роптать на своего духовного наставника, повысить голос…» Настолько они были побеждены его любовью. Они в этой любви пребывали. Хотя, по их словам, внимания не хватало, потому что он был масштабной личностью, все время на открытом внешнем служении. И, как всегда бывает в таких ситуациях, своим близким дорогим людям внимания и любви не хватает.

Но в то же время владыка Гурий говорил:

– Вы всегда передо мной, я вас всех вижу.

Он обладал особым духовным зрением, как мы говорим – прозорливостью. Он видел человека, его сущность.

В книге «Лебединая песня» описаны события послереволюционного времени, уделено внимание приезду владыки Гурия в Петроград.  Герои повествования собираются в какой-то квартире, приходят разные люди, которых успевают предупредить, чтобы их не арестовали. За это короткое время он успевает каждому сказать то, что ему необходимо: «Девушка, тебе нужно обязательно учиться», «Тебе надо в монашество» и т.д.

Это было духовное видение. Он был чист сердцем, человеком аскетической жизни, как истинный монах, всегда был в трудах, в богомыслии, чтении, изучении святых отцов, Священного Писания. И потому он, конечно, иначе, чем мы, воспринимал и окружающий мир, и себя в этом мире, и тех людей, которых Промысл Божий посылал ему навстречу.

Сегодня мы с вами молились о его душе, и в этой молитве стали к нему ближе, а он ближе к нам. Если бы мы не чувствовали обратную связь, мы бы не пришли сегодня сюда. Кто-то в первый, кто-то во второй, кто-то в третий раз. Мы чувствуем, что к пустому колодцу за водой не ходят.  Нас постоянно тянет к нему, потому что любовь никогда не заканчивается.

Любовь может совершенствоваться, и даже в Небесном Царстве, когда человек живёт уже с Ангелами, он имеет возможность духовного роста и совершенствования, потому что Бог есть не просто любовь, а бесконечная любовь. Он даёт каждому бесконечность духовного преображения.

Я благодарю ещё раз отца Владимира и весь замечательный приход. Каждый раз приятно видеть изменения в храме – это тоже греет душу. Дай Бог вам всего самого доброго, самого светлого, чтобы всегда ваши сердца согревались теплотой молитвы, чтобы всегда был мир между вами. Если будет мир, то будет и благословение Божие, а если будет благословение Божие, то все в вашей жизни исправится во благое.

 

(47)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели