Пост не в тягость, а в радость
Середина последнего летнего месяца, а именно 14 августа (1-е августа по юлианскому календарю) — напоминает нам о начале Успенского поста и некоторых других важных для верующего человека событиях.
Успенский пост – третий по счету из числа многодневных постов церковного года, который длится две недели — с 14 по 27 августа.
Он посвящен Пресвятой Богородице и завершается перед праздником Её Успения — 28 августа, когда по преданию Сам Господь Иисус Христос принял Её пречистую душу в вечные обители.
Первый день Успенского поста в этом году приходится на среду. При этом он объединяет ещё три значимых события, которые зовут нас в храмы.
В первую очередь, 14 августа — праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня — первый из трёх праздников августа, посвящённых Всемилостивому Спасу. Он восходит к IX веку, когда в Константинополе зародилась традиция совершать Крестные ходы по улицам города с Честным Древом Креста. Именно с тем, на котором был распят Христос, — для освящения различных мест с целью защиты от эпидемий и болезней, особенно свирепствовавших в жарком августе.
Накануне его выносили из царской сокровищницы и полагали в храме Святой Софии — Премудрости Божией. А со следующего дня и до Успения Пресвятой Богородицы, совершая литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения.
14 августа (1 августа по ст.ст.) совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память о победе, одержанной князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году.
Благоверный князь накануне сражения усердно молился перед иконой Владимирской Божией Матери и Честным Крестом Христовым, надеясь не столько на силу своих ратников, сколько на помощь Небесных сил. Поэтому праздник и установлен в честь этого исторического события.
В народе он именуется Первым Спасом (праздник, посвященный Христу Спасителю), так как за ним последуют Преображение Господне (19 августа) и Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь — 944 г. (29 августа).
Есть ещё один замечательный факт. Хотя Крещение Руси в современной России отмечается в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, 28 июля, однако подлинная дата этого события другая.
В летописях ХVI века сохранилось упоминание о дне Крещения Руси: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
Богослужения этого дня имеют свои особенности. Так, накануне, вечером 13 августа на Всенощном бдении после Великого славословия священники торжественно выносят Крест из алтаря для поклонения ему по чину Крестопоклонной недели.
14 августа после Божественной Литургии совершается малое освящение воды и мёда. В середине августа сбор меда обычно заканчивается, и верующие приносят его в храм для освящения.
Поэтому в народе этот день именуют ещё Медовым Спасом.
В этот день в храмах, даже если это будний день, всегда многолюдно.
Вот так, участвуя в соборной молитве, памятуя об исторических событиях и чудесах Божиих, с радостью о Господе и Его Пречистой Матери, войдём в Успенский пост.
Согласно церковному преданию Богородица заранее знала о времени Своего перехода в другой мир. Она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души – вся Ее жизнь была святой и жертвенной.
Православные несут послушание поста, подражая подвигу и чистоте Пресвятой Богородицы, стараясь хотя бы этой малой жертвой послужить Господу и Ей.
А Животворящий Крест Господень, которому мы покланяемся в первый день Успенского поста, напоминает нам о блаженной вечности и укрепляет нас.
Как и другие православные посты, Успенский предполагает не только ограничения в питании, но и духовное очищение, усиление молитвы, отказ от шумных развлечений и увеселений. Также в это время не принято играть свадьбы. Православная церковь в Успенский пост, как и в другие постные дни, не совершает таинство венчания.
По воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту: исключаются мясо и мясные изделия, яйца и молочные продукты. Рыба допускается только в праздник Преображения.
Пост дан верующим для укрепления духовных сил, а не для ослабления сил физических. Потому для каждого, в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств, мера поста индивидуальна.
Важно в пост более внимательно исследовать свою душу, обратить внимания на страсти, греховные привычки и стараться искоренять их. Если удастся справиться хотя бы с одной, навсегда избавившись от неё, — это уже победа и стимул разобраться с другими.
А помогают в этом усиленная молитва, регулярное посещение храма, исповедь, Причастие. Тогда пост будет не в тягость, а в радость, а наградой – явное присутствие благодати Божьей. И, конечно, радостная встреча праздника Успения Пресвятой Богородицы, приоткрывающего нам тайну Горнего мира, в котором уже нет места смерти, скорби и страху.
(20)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.