Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая
28 августа — величайший праздник Православной Церкви — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Само событие успения, то есть кончины земной жизни Матери Божией не нашло отражения в книгах Священного Писания. О жизни Богородицы после Воскресения Христова мы знаем только из церковного предания.
Самые ранние свидетельства — о смерти, воскрешении и вознесении Богородицы известны в Церкви с апостольских времен. Еще в I веке о них писал ученик апостола Павла священномученик Дионисий Ареопагит.
Благоговение древних христиан к Божией Матери было так велико, что они, как зеницу ока, хранили всякое свидетельство о Её жизни.
После Вознесения Господа и по Его завещанию Пресвятая Дева оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской.
После принятия Святого Духа Она провела в Иерусалиме около 10 лет.
Новопросвещённые христиане приходили в Иерусалим даже из далёких стран, чтобы видеть и слышать Ту, Которая стала Матерью Самого Бога. Беседуя с верующими, и даже просто Своим присутствием, словом и молитвой Она утверждала юную Церковь Христову.
Гонения на христиан, начатые иудейским царём Иродом Антипой, побудили Пресвятую Деву вместе с Иоанном Богословом в 43 году переехать в город Ефес в западной части Малой Азии. Побывала Она и на острове Кипр, где навестила Лазаря Четверодневного.
Незадолго до Своего успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла на жительство в Иерусалим.
Последние годы земной жизни Дева Мария, по преданию, провела в доме Иоанна Богослова на Сионской горе и часто посещала памятные для Нее места, освященные присутствием Её Божественного Сына, приходила молиться и на Голгофу, и на Елеонскую гору.
В одно из таких посещений пред Ней предстал Архангел Гавриил и известил Её о приближающемся часе ухода из мира. Для Девы Марии это была весть радостная и долгожданная.
Она прекрасно понимала, Кем был Её прекрасный Младенец, потом Отрок, прямо назвавший Своим Отцом Бога, и Тот, Кто, исполнив все ветхозаветные пророчества, претерпел тяжкие страдания и умер на Кресте, спасая человеческий род.
Весь жизненный путь Пресвятой Богородицы был тяжким и скорбным. Поэтому Её уход из земной жизни стал переходом в лучший мир, где нет мучений и земных страстей.
В день Успения апостолы, которые находились в разных странах, проповедуя Евангелие, были чудесным образом перенесены в Иерусалим для прощания с Богородицей.
Перед кончиной Она обещала апостолам не оставить мира в сиротстве, подавать помощь всем, прибегающим к Ней в молитве, и завещала перенести Ее тело в Гефсиманию. Туда, где провел последнюю Свою ночь перед крестными страданиями Ее Сын.
В третьем часу, во время общей молитвы комнату осветил необыкновенный свет. Сам Спаситель, в окружении ангелов, явился и принял душу Своей Пречистой Матери на небеса. Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз.
В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан.
При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Матери Иисуса.
Он толкнул гроб, желая перевернуть его, — и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек Ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся и тотчас получил исцеление и присоединился к числу учеников.
Через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Апостол Фома по промыслу Божию отсутствовал при погребении и очень сожалел об этом. Апостолы решились открыть гроб, чтобы утешить друга. Но Тело Богородицы, погребенное в пещере, где покоились Ее родители и Иосиф Обручник, исчезло из гроба. Остались лишь благоуханные пелены.
Вечером во время общей трапезы апостолы вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».
С тех пор Церковь празднует это событие — воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь Успение Богородицы — это Её рождение для вечной жизни, где Она поставлена выше ангельских чинов во свидетельство о чуде Воскресения, о том, что обетования Господни непреложны.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и успение Её, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в песнопении праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Народ любит этот праздник. Его еще называют «малой или богородичной Пасхой», т.к. на Всенощном богослужении под праздник в храмах совершается вынос Плащаницы, а на третий день — чин погребения, подобно тому, как происходит вынос и погребение Плащаницы Спасителя накануне Пасхи.
Как Христос в третий день воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось лишь кратковременным сном. Христос принял душу Своей Пречистой Матери и возвёл Её в Рай.
Успение Богородицы вызывает радость у православных, ведь через смерть Она получила возможность снова быть со Своим Сыном.
Само название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего Воскресения снова вернуться к жизни.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы ясно свидетельствует о том, что человеческое существование не прекращается со смертью. Это лишь переход из временной жизни в вечную.
Всей Своей жизнью Пресвятая Дева Мария показала путь в блаженную вечность, который доступен всем людям, верующим во Христа и живущим по Его святым заповедям.
Тропарь, глас 1
Кондак, глас 2
(30)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.