Вера или суеверие? или Почему человек порой напоминает поврежденную икону
Слово митрополита Волгоградского ии Камышинского Феодора после Божественной литургии в храме Всех святых, в земле Российской просиявших Волгограда в день празднования Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Дорогие братья и сестры! С праздником!
Святая Церковь чтит Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что есть еще и образ Спаса на черпии, то есть на кирпиче изображенный.
В книге Бытия мы читаем о том, что Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию. Значит, человек это и есть тот самый нерукотворный образ Божий, который не руками человеческими, но Божественной силой и любовью был воззван из небытия в бытие и наделён Божественными качествами.
Образ Божий в человеке — это есть в первую очередь бессмертие его души, личностные качества, способность мыслить, говорить, творить, созидать. И, конечно, общаться не только с равными себе, но и со своим Творцом.
А подобие Божие – это есть приведение образа в максимальное соответствие Первообразу. То, насколько данные нам от Бога таланты, начатки мы развили в себе, «… в мужа совершенна» (Еф.4:13), как пишет апостол Павел.
То есть, по-другому: подобие – это святость, о которой говорит Христос: «святи будите, яко Аз Свят есмь» (1Пет.1:16). Святость жизни это не что-то запредельное, невозможное, но естественное для человека. К сожалению, вследствие падения изменилось все наше естество: и дух, и душа, и тело. Теперь, чтобы нам к этой святости устремиться, нужно прилагать огромные усилия. Тем не менее, это возможно, и свидетельство тому – величайший сонм Угодников Божиих в различных чинах и достоинствах, которые наследовали Царство Небесное и которых мы почитаем именно как святых.
Апостол Павел говорит, что мы, христиане, искупленные великой ценою – Кровью Господа нашего Иисуса Христа – взятые в Его удел, теперь уже отличаемся от других людей. Мы теперь «язык свят» – то есть святой народ, уже освещённый пока ещё не своей жизнью, не своими подвигами, не своими трудами, но крестной Голгофской жертвой нашего Божественного Спасителя. Значит, мы с вами не имеем право грешить и сочетаться с теми, кто этот грех нам с вами навязывает – с лукавым и с приспешниками его.
Бывает, мы с вами находим, может быть, на улице, или встречаем в жизни, в разрушенном храме икону поруганную, может быть, пострадавшую от огня или от времени. Порой с трудом на облупившейся доске и выжженных красках мы можем разобрать, что же было изображено на ней, чей лик. Это тоже образ, но образ искажённый, образ поруганный. Бывает так и с человеком: он настолько грехом изменил себя, что сложно в нём увидеть искру Божью, то дуновение, то дыхание, которое Бог вдунул в лице первого Адама.
Наша задача – очищать от грязи греховной, от пыли, от всего наносного, ненужного этот образ поруганный. Восстановить утраченные краски, чтобы он засиял вновь первозданной своей чистотой и красотой.
Вот путь преображения человека: изменение его внутренней жизни, его внутренней иконы (потому что образ Божий по-гречески – в переводе значит икона, то есть образ Бога).
Мы все с вами должны об этом помнить и стараться не только заботиться о себе, о проявлении, об обновлении этого образа в своей душе, в своей жизни, но и споспешествовать, помогать ближнему своему по слову апостола, который сказал: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2).
О каких тяготах речь? Конечно, не только о той физической тяжести – сумке с продуктами или тяжёлой работе, которую можем разделить с нашим ближним. В первую очередь речь идёт о тяжести греховного несовершенства, о немощи человеческой: о трудном характере, который вы должны у ближнего своего принимать с любовью и нести этот груз, который порой ему самому-то невозможно нести. Он сам себя принять не может, он сам против себя все время восстаёт и от этого духовно разрушается. Порой любовь со стороны постороннего или родного человека прекращает этот ужасный процесс. И начинается новый – процесс восстановления, обновления, преображения. Процесс, ведущий к святости и вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, к которой каждый из нас с вами, возлюбленные братья и сестры, призван.
Мы сегодня освятили плоды, приносимые в это время нашей плодородной землей, различного рода орехи, хлеб. Будем не только соблюдать традиции, дорогие братья и сестры, но и стараться их истолковывать, объяснять, чтобы подрастающее поколение сознательно воспринимало традиции нашей православной жизни, жизни казачьей – не слепо. От непонимания рождается страх, от страха теряется вера, появляется суеверие (то есть вера суетная, основанная не на камне — Христе, а на чем-то внешнем, зыбком, временном, ненадёжном, непостоянном).
Будем стараться всегда перед собой иметь образ Божий и помнить слова пророка Давида: «Господи, во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки» (Пс.88:16-17).
С праздником всех вас, возлюбленные!
(40)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.