Митрополит Феодор: «Каждому животному от Бога поставлена своя задача»

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в день памяти святых мучеников Флора и Лавра после Божественной литургии в храме Архистратига Божиего Михаила села Антиповка Камышинского района.

Досточтимый отец настоятель, отец благочинный, всечестные отцы, братья и сестры!

Сегодня по Церковному календарю один из самых любимых дней в русском народе – день памяти святых мучеников Флора и Лавра. Они являются небесными покровителями всех тех, кто держит лошадей и вообще домашний скот. На Руси, особенно в деревне, без скотины прожить было невозможно – это и кормительница, и питательница. Лошадка и возит, и пашет, помогает молоть и убирать: на лошадиной шее крестьянин все вывозит. И, конечно, человек всегда обращался в молитвах к Богу и святым угодникам, чтобы никакая хворь, никакой вор не потревожили его хлев, его конюшню, стойло.

Святые мученики Флор и Лавр жили во II веке в Византии, потом переехали на Балканы. Они были каменотесами и их, как людей высокого профессионального уровня, пригласили для строительства одного языческого храма.

Во время стройки произошел несчастный случай. Сын местного жреца повредил свой глаз – когда обтесывали каменные плиты, отскочил кусок камня. Мальчик мог остаться инвалидом. Это привело в ярость жреца языческого и, чтобы как-то его успокоить, умирить, святые братья Флор и Лавр взяли этого юношу к себе домой.

Там они наставили его в православной вере – вере в Господа Иисуса Христа. Когда же юноша уверовал от всего сердца, помолились о нём, покрестили его и он исцелился.

Это событие очень сильно повлияло на самого жреца, так что и он сам, и весь дом его крестились. А когда строительство языческого храм завершилось, Флор и Лавр, которые приобрели большое уважение и почитание среди народа, призвали всех жителей разрушить идолов – те ложные изваяния, которым поклонялись как неким богам.

Люди это сделали с радостью, а сам построенный храм посвятили Святой Троице. В восточной части его установили православный крест.

Это известие дошло до правителя и не могло оставить его равнодушным: около трехсот человек он сжёг в печи, а святых мучеников Флора и Лавра бросил в глубокий сухой колодец и забросал землёй.

Спустя некоторое время их мощи были обретены совершенно нетленными. О чудодейственности этих мощей многоцелебных свидетельствуют наши сродники новгородские, которые в 1200 году приезжали им поклониться. Потом ещё в 1350 году поклонялись их честным головам.

На Балканах, как свидетельствуют исторические книги и предания, появилась вера в то, что мученики Флор и Лавр обладают особой благодатной силой в управлении лошадьми и их защите. Есть сказание о том, что сам Архангел Михаил, который особенно близок вашему приходу, наставил их в этой мудрости: как правильно лошадьми управлять, как ими правильно заниматься. На иконах древних изводов 14-15 веков можно увидеть, как иконографически изограф изобразил Архангела Михаила: с распростёртыми крыльями, вручающего им поводья двух лошадок, белой и чёрной, что символизирует не только животный мир, но – день и ночь, бег времени. Времена идут, сменяются один за другим, а тем не менее необходимость в попечении о животном мире, о домашней скотинке у человека все время остаётся.

В нижней части иконы был изображён целый табун лошадей и три всадника: Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп – три брата, имена которых переводятся как «гонящий коня», «ускоряющий бег коня» и «ухаживающий за конем». Эти мученики, жившие спустя сто лет после Флора и Лавра, тоже пострадали за Православную веру. Но народное сознание и промысл Божий связали их воедино, потому что они имели особую благодать помощи всем коневодам.

В этот день принято со святой водой ходить на конюшню, окроплять скотинку, окроплять их жилье стойло, чтобы ни ласка, ни иной какой зверь не повредили их. Но и помнить о том, что сама жизнь человека как хозяина всего животного мира, очень сильно влияет на флору и фауну. Так Господь устроил, в какой-то неразрывной связи природного единения: животный мир невольно воспринимает от человека все, стремится ему подражать. Даже мы сами судим по домашним животным: например, как пьёт собака или кошка, значит, таков хозяин. Это так и есть.

Мы замечаем, что у святых людей даже дикие звери ведут себя кротко. Например, Герасим Иорданский льва водил, как кошечку, на поводке. Серафим Саровский, Сергий Радонежский с руки кормили диких медведей. Примеров огромное количество. Но есть примеры и обратные, когда у людей животные ведут себя совершенно ненормально, становятся словно бешеными. Это от той злобы, которую они видят и, к сожалению, воспринимают от человека.

Если мы с вами будем жить, не обуздывая свои страсти, если мы не сможем уздечку накинуть не на лошадку, не на ослика, а на своё похотливое существо, исполненное различных страстей, то тогда не только сами погибнем, но и, к сожалению, окажем негативное влияние на многих – не только на животных, но на окружающих нас людей.

Будем помнить об Адаме. Все человечество, каждый из нас призваны к тому, чтобы низводить благодать Духа Святаго от Бога на весь окружающий тварный мир, чтобы все это было как единая семья. Будем помнить, что каждому животному от Бога поставлена своя задача, своё служение: лошадка должна возить, пахать, коровка должна давать молочко, курочка нести яйца, собака охранять дом, кошка ловить мышей. И ни в коем случае нельзя превращать домашних питомцев в некий предмет культа, почитать их больше, чем человека. Мы знаем, что ветеринарные лечебницы пользуются огромным спросом – наши соотечественники готовы отдать больше денег на лечение своих меньших братьев, чем на своих родных и близких, братьев и сестёр. Это, конечно, ненормально.

Более того, сейчас появляются зоопсихологи, которые беседуют с животными, снимают у них стресс, чтобы те не нервничали. Конечно, это извращение, когда цель и средства меняются местами. В страданиях человека заложен глубокий смысл: в них очищается человеческое сердце, осветляется душа, ибо только смиренные наследуют Небесное Царство. Мы сегодня слышали слова Христа, Который показал на ребёнка: «если не умалитесь как это чадо, не войдете в Царство Небесное». Умалиться – это значит считать себя меньшим, быть смиренным, кротким. «Смирение рождается от скорбей, – говорит преподобный Пётр Дамаскин, – тот, кто бежит от скорби, бежит от своего спасения».

Но у животных не так – в их страданиях нет смысла. Поэтому, если животное заболело, или, например, как бывало раньше, лошадь загнал, никогда не оставляли мучиться, а лишали его жизни. Потому что у него нет бессмертной души. И это было милосердно со стороны человека к животному. Но когда кошку, которая болеет онкологией или другой болезнью, мучают капельницами… Та уже умереть бы готова сто раз, а ей не дают. Ради чего? Это показывает страсть, неправильную привязанность человеческого сердца ко временному, к тому, что не имеет истинной ценности.

Вот у нас братья и сестры такого быть не должно. Пускай кошка ловит мышей, собака сторожит квартиру, и ни в коем случае нельзя их класть в свою кровать или позволять им есть с нашего стола. Это недопустимо.

Святые мученики Флор и Лавр нас этому тоже учат. Они не только заботятся о здоровье нашей животинки, но и подсказывают нам, что она не должна быть главнее самого человека в нашей жизни.

Пусть милость Бога и благословение Царицы Небесной (мы с вами переживаем дни попразднования святого праздника Успения) пребывает со всеми вами в ваших трудах, ваших семейных нуждах. Чтобы Господь исполнил не только изобилием плодов земных ваши домы, но чтобы подал самое главное богатство: мир, взаимопонимание, согласие и любовь.

Я благодарю Вас, Светлана Федоровна, за попечение о храме, о сельском поселении.  Желаю Вам Божией милости и всяческих щедрот от Господа нашего Иисуса Христа и Царицы Небесной.

Всем вам, возлюбленные, мира, добра, здоровья и благодати Духа Святаго.

(63)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели