Разум приобретает свободу тогда, когда все страсти тела смиряются

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в день чествования иконы Божией Матери «Прибавление ума» после Божественной литургии в храме Архангела Михаила города Котово.

Досточтимый отец настоятель, всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с днём воскресным, с совершением Божественной литургии, приобщением Таин Христовых.

Сейчас мы совершили с вами молебное пение о сохранении творения Божия. Слышали слова молитвы о том, что от наших грехов, от неправедной жизни человека страдает весь окружающий мир, все творение – и животные, и растения, не говоря уже о наших ближних, которые первыми воспринимают весь негатив, все наше зло, всю нашу несправедливость.

Мы помним, что первым совершителем греха, родоначальником греха, является дьявол. Он, спадши с Небес силою меча Архангела Михаила, не успокоился в своей борьбе с Богом, но, понимая свою совершенную немощь в противостоянии своему Творцу, ополчился на возлюбленное творение Его – на человека, на нас с вами. Не проходит ни дня, ни минуты, чтобы он не внушал нам с вами дурные мысли, какие-то греховные желания, побуждал к скверным поступкам.

Насколько мы соглашаемся с ним или противостоим ему зависит от каждого из нас. Но иногда бывает так, что вместе с грехом в нашу жизнь входит дьявол, и делает он это по-разному.

Сегодня мы слышали в Евангельском повествовании о некоем юноше-лунатике, который в полнолуние страдал неимоверно. Бес, находившийся в нём, бросал его на землю, бил, истязал. Юноша издавал ужасные вопли, скрежетал зубами и заставлял также неимоверно страдать и своих родителей. Почему это произошло?

Бывает, что страдают дети невинные по грехам своих родителей, ибо как для добра, так и для зла они являются дверью в жизнь своих потомков. Если ребёнок уже возрастает, становится разумным и сам осознанно совершает поступки, то и он может оказаться причиной того, что станет вместилищем не Духа Святаго, а духа лукавого и нечистого.

Мы видели сегодня за богослужением, как ребёнку стало плохо. Неудивительно, ведь родители не посмотрели, а ребёнок был без креста.

Мы знаем, что бывают и другие проявления власти бесовской над человеком. Бывает так, что человек падает в обморок на богослужении, иногда начинает кричать, извиваться, некоторые не могут в храм войти, потому что некая невидимая сила их не пускает.

Бывает, что внешне никак не проявляется это действие, но внутри человек испытывает постоянную борьбу. Кто-то его постоянно хочет вывести из храма, предлагая новые и новые оправдания: то дела по работе, то семейные заботы, то у него болят ноги, то его начинает тошнить, то кружится голова. Все это попытки сатаны отлучить нас от Бога.

Как же нам бороться с этим родом лукавым? Христос сказал очень просто: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).

«Молитва есть матерь всех добродетелей» – говорит Макарий Египетский. Молитва – это наш разговор и общение с Богом, средство приближения к Нему.

Какой должна быть молитва?

Всякому нищему подобает просить. И провинившийся тоже просит о прощении. Так и мы, грешники, должны обращаться к Богу с глубокой молитвенной просьбой о прощении наших грехов. Первым на осознание своей греховности отзывается наше сердце: оно теряет покой, начинает как бы кровоточить и побуждать ум обращаться к Богу. По слову Евангелия, мы, научившись правильной молитве, должны совершать её непрестанно. А как научиться правильной молитве? Какая молитва правильная, а какая молитва неправильная?

До того, как наша душа, наш ум, наше сердце обновятся благодатью Духа Святаго, основа любой нашей молитвы есть покаяние. Как некогда Бог определил древним евреям единое место для жертвоприношения и возношения молитвы, так и по учению Пимена Великого есть единственное место, на котором принимается сердечные молитвы Богом – это место есть смирение.

Молитва сердца несмиренного Богу не угодна. А смирение рождается от скорбей и покаяния. И поэтому всякий, избегающий скорбей, избегает своего спасения.

Что же сказать про пост? Если молитва мать добродетелей, то пост есть их основание, их фундамент. Не случайно первая заповедь, которую дал Творец первым человекам Адаму и Еве, была единственная тогда заповедь воздержания, заповедь поста: «Не вкушай от древа познания добра и зла»

Это заповедь, которая говорит не о количестве, а именно о качестве пищи. Пост есть разумное воздержание и от количества, и от качества пищи. Мы думаем, что это заповедь для тела, но на самом деле это заповедь для ума, который находится во власти нашего желудка. Каждый знает: стоит переесть ему за трапезой, и голова уже плохо соображает. Поэтому, если ум хочет воспринять своё царское достоинство, которое было положено ему от начала Творцом, он должен освободиться от греховного влияния чрева и обуздать его воздержанием. Только тогда он сможет помышлять о предметах духовных, а не греховных, и мыслить уже о Царствии Божьем, а не о жизни земной.

Нам, возлюбленные братья и сестры, эти две простые заповеди о посте и молитве нужно исполнять не только в продолжение Великого, Рождественского или Успенского постов, но и каждый день. Как учат святые отцы, после каждого приема пищи у нас должно оставаться место для Духа Святаго: нам нельзя забивать полностью меха свои внутренние (желудок и прочее), но быть готовыми после трапезы бодро встать на молитву и совершить работу. Должно всегда хранить подвижность нашего ума, тела и духа. А излишняя, жирная пища этой гибкости их лишает.

Будем помнить, что неправильная молитва лишает нас разумения. Сегодня пример из истории иконы Божьей Матери «Прибавление ума» тому подтверждение.

Сегодня мы чествуем икону Божьей Матери, которая именуется «Прибавление ума». Это икона достаточно редкая. И она, в общем-то, похожа на Лоретскую статую Божьей Матери в Италии. Но история такова.

Некий иконописец жизни благочестивой жил в эпоху после Патриарха Никона. То есть в эпоху тех реформ, когда многие книги были признаны неправильными, в том числе богослужебные тексты, потому что там содержались различного рода грубые ошибки. Многие не только миряне, но и священники, эти ошибки усвоили себе. Им было сложно избавляться от своих заблуждений, потому и реформа была принимаема так болезненно.

Вот и этот человек долго размышлял: как же ему правильно молиться – по старым книгам или по новым? И так он заразмышлялся, что сошёл с ума. Но в моменты просветления он обращался к Божьей Матери с просьбой, чтобы Она его исцелила.

Прошло какое-то время. И в одно из очередных просветлений удивительным образом ему явилась Царица Небесная с Богомладенцем на руках. Спаситель держал в одной руке державу как символ всего мира и господства на земле, а другой благословлял смотрящих на него. И Царица Небесная, и Её Божественный Сын окутаны были некой ризой, напоминающей или фелонь, или далматик – такую одежду, как саккос архиерейский или как стихарь у диаконов и пономарей.

Эта одежда пришла к нам из Византии от одежд царских. Её носили раньше Византийские императоры. Потом, по аналогии с Царём Небесным архиерей стал тоже носить эти ризы, и в дальнейшем они стали уже использоваться в других, более низших чинах иерархии церковной.

Вот эта риза как бы окутывает Божью Матерь с Богомладенцем. О чем это говорит? О том, что Они как бы смиряются, лишаются свободы движения. Вот и разум наш приобретает свободу тогда, когда все страсти нашего тела смиряются – иначе они помрачают рассудок. Любые страсти – будь то винопитие, гнев, ревность, сребролюбие, блуд и так далее. Любая страсть помрачает рассудок. Если мы хотим жить трезвенно, рассудительно и богоугодно, нужно научиться свои страсти преодолевать.

Не случайно одежда, которой объяты Богомладенец и Царица Небесная, церковная. К церковной молитве нужно нам прибегать чаще. Ведь и мы так или иначе помрачаемся рассудком, потому что не может человек быть совершенным после грехопадения – наши разум, сердце, воля, душа поражены грехом. Но мы стремимся к тому, чтобы их, насколько возможно, очистить.

Мы с вами совершили сегодня Литургию, помолились и надеемся, что, как тот безумный иконописец получил исцеление своего ума, так и нам да подаст Бог в этом труде, в этом шествии духовном благодать, разум и силу. А Пресвятая Богородица будет нам всем заступницей, помощницей и предстательницей перед Престолом Вседержителя.

Всех вас, возлюбленные братья и сестры, дорогие отцы, поздравляю с принятием Таин Христовых. Сохраните эту благодать в своём сердце, умножьте добрыми делами, делитесь с другими радостью своей жизни во Христе Иисусе!

(53)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели