Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября мы празднуем первый двунадесятый праздник нового церковного года — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это день всемирной надежды и радости. Исполнилось многовековое ожидание   рождения в мир Той, семя Которой — по обетованию самого Творца — сотрёт главу древнего змия, лишившего людей счастья общения с Богом.

Преблагословенная Дева  Мария,  от века предусмотренная Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — стать  Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, родилась на рубеже Ветхого и Нового Заветов.

Христианская церковь рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы, как указание  на рождение Богородицы. Так, Патриарху Иакову было видение лестницы, ставшей прообразом Богородицы, послужившей рождением Сына Божия к примирению людей с Богом.

Пророку Моисею —  в видении купины несгораемой —  прообраз   Богоматери, оставшейся Девой и до рождения Божественного Сына и после. А царь пророк Давид прямо обращается к Ней через века: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему» (пс. 44).

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. По преданию, Мария родилась от благочестивых родителей Иоакима и Анны.

Иоаким был выходцем из рода царя Давида, а Анна — из  древнего  рода первосвященника  Аарона. Они были людьми знатными и зажиточным, жили праведно и благочестиво,  соблюдали заповеди Господни и были известны  окружающим  своим милосердием и смирением.

Супруги прожили в мире и любви до преклонных лет, но были бездетны и скорбели об этом, так как в то время это вызывало общественное порицание. Народ израильский ожидал пришествия Мессии, и бездетность считалась наказанием Божиим за грехи.

Когда однажды Иоаким пришёл в храм принести жертву Богу, первосвященник ему отказал по причине того, что он «не создал потомства Израилю».  Безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же оставалась дома и тоже молилась.

 В это время им обоим явился Ангел и возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
После этого благовестия  Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима и дали обет Господу, что дитя, которое Он им пошлет, будет посвящено служению Богу в храме.

Через девять месяцев Анна родила. По слову Архангела, девочку назвали Марией, что означает «госпожа» и «надежда». Анне и Иоакиму в то время было около 80 лет.

В истории Израиля это не первый случай: от неплодных матерей родились Самсон и Исаак, Самуил и Иоанн Креститель, но выше всех по святости, чистоте и благодати стала дочь неплодной Анны.

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете,  где она и родилась.

Рожденная Мария соединила в Себе не только достоинства царского и священнического родов Давида и Аарона, но, как лестница, примирила землю и Небо,  Бога и людей. Из Нее родится Тот, Кто дарует людям Вечную Жизнь, освободит их от клятвы смерти.
Родилась Новая Ева, которая, по слову Бога, сотрет главу змия. Поэтому День Рождества Приснодевы  —  праздник торжества Жизни над смертью, праздник святой и великой вселенской радости о начале Боговоплощения и спасения рода человеческого через Пречистую Деву Марию.

«Сегодня родилась Божия Матерь, сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения. Родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землёй; Та, Которая станет Дверью Воплощения, Дверью, раскрывающейся на Небо»

(митрополит Антоний Сурожский)

Тропарь

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея.

(40)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели