Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с сегодняшним светлым, душеспасительным праздником – Рождеством Пресвятой Богородицы.
Когда мы говорим о Новом годе, то у нас всплывают ассоциации с переходом от декабря к январю, с выпавшим снегом, с украшенной елкой, блистающими огнями, хлопками от шампанского. Люди старше сорока всегда вспоминают запах мандаринов и селедку под шубой.
Но по мнению Церкви, Новый год следует отмечать 1 сентября. Именно с началом осени ассоциируется в богословской мысли начало творения мира нашим Господом.
С VI века в Византии, с XV века в России Новый год отмечался именно 1 сентября. И основной смысл праздника был не такой, как теперь, когда люди желают себе и друг другу богатства, успеха в работе, роста по карьерной лестнице и прочего. В те времена этот день обозначал для человека духовное перерождение, начало нового этапа жизни в соработничестве с Богом.
В то время, когда родилась Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, мир утопал в грехе и живущие тогда люди говорили, что если Бог не смилуется над нами, если не придет Тот Кто может спасти земнородных, что-то изменить в жизни кардинально, то весь мир, вся земля погибнет. Ибо человечество чувствовало не только силу, тяжесть этого греха, беспросветность ярма греховного, но и свое бессилие перед ним. Люди ожидали в глубоком отчаянии пришествия в мир Мессии.
Тем не менее, среди этого беззакония и упадка нравственности человечество смогло сохранить чистейший корень благочестия в лице священника Иоакима и супруги его Анны, которые до престарелых лет, до седых волос не имели детей. Но, победив в своей обветшавшей плоти все страсти, смогли принести благой плод – Ту Самую Деву, Которая станет виной спасения человеческого рода, Которая будет вратами небесными. Через эти врата войдет Христос Спаситель душ наших.
Мы с вами сегодня чтим и родителей Ея, и Саму Пречистую Деву. Она, восприняв от Своего корня, от Своих родителей, чистоту и праведность, не осквернила их, но возвеличила, в святости сохраняя свое беспорочное естество. Это привлекло в Её пречистую утробу Дух Святой и Она родила Слово.
Мы сегодня уподобляемся Пречистой Деве: как некогда Она родила Бога, предвечный Логос для спасения мира, так и мы рождаем каждый день новое слово, ибо имеем дар Божий говорить. Но если Логос, рожденный от Девы, спасает человечество от греха и вечной смерти, то наши слова, к сожалению, часто являются причиной греха и раздора, войн и ненависти, и ведут не столько к жизни вечной, спасительной, но часто ввергают и говорившего, и слушающего в тенеты греховного ада.
Будем помнить, что от чистого источника и вода истекает чистая – «от избытка сердца глаголят уста» (Мф.12:34). Если мы позволяем нашим устам произносить слова не святые, не спасительные, а грешные, то значит этот грех прежде родился в нашем сердце. Если мы хотим обуздать свой язык, то должны для начала обуздать свое чрево, ибо кто не воздержан в пище, тот не воздержан и в слове, и в поступках своих.
Лучшее слово, произнесенное человеком – это слово молитвы. А лучшая молитва – молитва Иисусова. Произнося эти простые, казалось бы, слова «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», мы рождаем истинное Слово – слово Божие не только из своих уст, но и из своих сердец. И становимся истинными богоносцами, к чему мы изначально от сотворения человечества призваны.
С рождения Девы Марии началась новая эпоха – не только новый год, а та эпоха, которую назовут чуть позже христианской или «нашей эрой».
Мы должны соответствовать этому высокому призванию — быть христианами, чтобы и сегодня наши современники, живущие на земле, считали эру христианской и своей не только по исторической, но и по духовной принадлежности. Потому что мы являемся детьми Господа нашего и призваны по окончании жизни земной – по окончании несения нашего послушания – прийти в Его небесное лоно.
Для этого нам нужно прожить так, чтобы «о имени Иисусове всяко колено поклонилось небесных и земных и преисподних» (Флп.2:10). Чтобы слушая нас, люди могли бы сказать, что мы настоящие христиане, истинные носители слова Божиего.
Аминь.
Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор
Александро-Невский кафедральный собор г. Волгограда
21.09.24
(52)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.