Не смотреть на сложности, которые у нас есть в жизни, а искать те возможности, которые нам даёт Господь

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Божественной литургии в храме преподобного Серафима Саровского города Волгограда.

Всечестные отцы, братья и сестры!

Благодарю отца настоятеля за труды во славу Святой Матери Церкви. Видно, что на этом небольшом приходе не бездельничают, стараются использовать те небольшие возможности, которые есть, и Господь эти возможности постоянно, пусть понемногу, но расширяет.

Не течёт вода под камень лежачий, и Господь подаёт милость не тому, кто в праздности проводит время, а тому, кто совершает труд – труд по спасению своей души и во славу Божию.

Некогда вдовица потеряла все своё имущество в пожаре. Сидела на пепелище, и плакала. Рыдала она достаточно долго, пока мимо неё не прошёл священник. Он спросил:

– Что ты плачешь?

– Ну как же я, вдова, совершенно одинокая в этом мире. И вот последняя напасть –  потеряла дом и все имущество. Теперь не знаю, что делать.

Он говорит:

– Строй новый дом.

И ушёл.

Она сначала горько улыбнулась: как строить, из чего строить? Этот священник, наверное, какой-то ненормальный, такие советы давать!

А потом подумала: «Ну а что плакать? Слезами горю не поможешь, от слез моих точно не построится. Надо что-то делать, чтобы не сойти с ума. Буду делать то, что могу».

Взяла у соседей лопату и стала разбрасывать, растаскивать обгоревший свой дом, остатки от него и готовить новый фундамент. И вот в процессе работы она находит клад своих дальних родственников, которые зарыли его под домом и никому не сказали. Господь открыл ей это через её посильный труд. Она нашла это сокровище и на вырученные средства построила новый дом ещё лучше прежнего. А если бы только плакала и унывала, она бы не только новый дом не построила, но и душу свою потеряла бы.

Вот и мы должны стараться каждый на своём месте трудиться и не смотреть на те сложности, которые у нас есть в жизни, а искать те возможности, которые нам даёт Господь. Пускай они небольшие, может быть, не соответствуют нашим мечтам и идеалам, но сделай первый шаг, а там, глядишь, за углом откроются новые перспективы.

Господь ждёт от нас, чтобы мы не просто трудились, а приносили должный плод Ему, нашему Творцу, Спасителю и Богу. Сегодняшняя притча о виноградарях в первую очередь обращена к ветхозаветным первосвященникам, которые должны были пасти народ израильский, воспитывать его в благоговении, страхе Божием и готовности принять грядущего Мессию.

Виноградник был обнесён стеной – это Закон Божий, ограждающий нас от внешних и ограждающий Ветхозаветный Израиль от языческих народов. Высокая башня – это голос пророческой проповеди. Точило – символ Храма Иерусалимского. Сам виноград – это паства, народ, люди. Из всего множества людей какая-то определённая часть должна, конечно, быть освящена служением своим Богу. Об этом должны заботиться никто иные, как люди положенные, уставленные Богом к этому великому служению, то есть священники и первосвященники. Но так как они более озаботились о своей славе, о своём прибытке, а не о славе Божией и не о спасении человеческих душ, то Господь обличает их, говоря эту притчу.

В то же время эта притча современна и нам, пастырям сегодняшним, потому что виноград тот же – Церковь Христова, это люди Божии. Так же мы ограждены заповедями Божиими от внешнего, греховного мира, имеем храм, жертвенник и Евхаристию, вместе с ней и проповедь апостольскую.

А в узком смысле слова виноградник – это наше сердце, которое должно приносить добрый плод и ограждено от воздействия греховных внешних сил волею. В качестве высокой смотровой башни возвышается наш ум, внимательно разглядывая все то, что приближается к святилищу нашей души. И, конечно, Евхаристия – как центр нашей религиозной жизни.

Если ум бывает невнимателен, если он не обращает внимания на греховные прилоги, которые, как разбойники, окружают святой виноградник, эти разбойники начинают разрушать ограду, прорывают её, ослабляют нашу волю и завладевают тем, что принадлежит Богу – нашим сердцем.

Господь, видя такое поругание и нечестие, часто посылает нам вместо апостолов и пророков тех, кто смог бы обличить наши греховные немощи, указать на наше нечестие – наших близких. Это наши члены семьи, сотрудники по работе, а бывает – даже и прохожие незнакомые, встречные, но которые каким-то словом или поступком вдруг обнаруживают в нас отсутствие смирения, терпения и любви.

По учению Церкви, наше сердце должно быть настолько большим, чтобы вместить любовью всех, кого даёт нам Господь. Апостол Павел говорит, что «в сердце моём вам не тесно», обращаясь к тем, кого он родил проповедью Евангельской. Но в нашем сердце оказывается тесно многим и многим людям. Так что, по слову Евангельской притчи, мы выводим их из лона сердечного и предаём смерти, если не в буквальном смысле слова, то по крайней мере своими поступками проповедуем никак не спасение и любовь, а злобу падшего мира. Тем самым мы уподобляемся ветхозаветным первосвященникам, которые побивали пророков, изгоняли их из града и в конце концов убили и самого Христа Сына Божия.

Нам нужно помнить, что каждый человек, каждый посланник в нашей жизни, это есть образ и подобие Божие. Это есть, если хотите, Сам Христос, Который обращается к нам, обличая нас, увещевая и наставляя на путь исправления. Нам нужно только услышать, смириться и постараться исправиться. А если мы видим, что в сердце вздымаются страсти, это говорит о том, что они у нас есть, они в нас живут, и они готовы при любом удобном моменте не только погубить тех, кто нам неугоден, но и нас самих
ввергнуть в бездну греховную.

Будем внимательно следить за своим сердцем, за всеми мыслями, желаниями, стремлениями, которые нас посещают. Не нужно думать, что они все суть наши. Есть желания, которые рождаются от нашего естества, есть желания, которые нам навевает Бог, а есть желания, к которым нас склоняет дьявол или падшие духи. Мы должны отличать добрые помыслы, добрые желания от желаний злых и Богу неугодных, чтобы наше сердце – виноградник Божий – сохранялось в чистоте и приносило эту чистую жертву Господу до скончания века.

Дай Бог вам, возлюбленные братья и сестры на этом небольшом поприще, небольшом винограднике принести добрый плод, чтобы люди прославили имя Отца нашего Небесного, видя ваши добрые дела.

Помощи Божией, крепости сил и неленностных трудов во Имя Господне.

 

(44)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели