С праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из самых чтимых в Русской Православной Церкви. Он связан с конкретным событием в истории святости. Этот праздник так близок православному сердцу потому, что напоминает о всемилостивом заступничестве Божией Матери за род человеческий. Покров Богородицы — это Ее любящая защита.
Больше тысячи лет назад…
Храм был переполнен. Люди в церкви и молились со слезами, на пределе душевных сил, потому что неприятельский флот приблизился к городу и грозил взятием, в то время как свои корабли были на дальних рубежах. Всенощное бдение подходило к концу, приближалось утро.
Молившийся вместе со всеми городской юродивый вдруг повернулся к стоявшему с ним ученику:
— Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
— Вижу и ужасаюсь!
Только они во всём храме сподобились этого видения. Пречистая Дева высоко, по воздуху, прошла над Царскими вратами, поддерживаемая с двух сторон Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, в окружении многих святых в белых одеждах. Преклонив колени, Пресвятая Дева долго молилась со слезами, а потом прошла в алтарь и продолжила там молитву за народ. Выйдя из алтаря, Она сняла головное покрывало — оно сияло как молния! — и распростерла над всеми молящимися.
А потом Она удалилась. Но благодать осталась, — и враги отступили.
Это происходило в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятой Богородицы, где хранилась Ее Риза и чудотворная Влахернская икона. Враги не раз осаждали город, и многократно Пресвятая Богородица чудесно спасала его по молитвам верующих. Константинополь и называли «Градом Пресвятой Богородицы» — можно вспомнить слова из 9-й песни Великого покаянного канона Андрея Критского:
«Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй (с верою царствует), в Тебе и утверждается».
Это явление и заступление Богоматери описано в житии преподобного Андрея Юродивого, Константинопольского.
А враги были — то ли сарацины-мусульмане, в 910 или 902 году, а то ли даже и русы, в 860 году, — житие не уточняет, а историки не сходятся в предположениях.
Как праздник пришел на Русь
В 1155 году князь Андрей Боголюбский тайно, вопреки воле отца — Юрия Долгорукого, — покидал Киев, направляясь Суздальскую землю. Не просто тайно — он и похитил святыни: меч князя-страстотерпца Бориса и икону Богоматери, за четверть века до того присланную Киевскому князю как благословение от Константинопольского патриарха.
Неподалеку от Владимира, у слияния Клязьмы и Нерли, кони, везшие икону, встали и не двигались дальше. Князь позвал священника отслужить молебен перед иконой, а потом, удалившись в походный шатер, молился один, и тут ему явилась Богородица. Она повелела не везти икону дальше, а поместить ее во Владимире, а на месте Своего явления построить храм и обитель.
Так икона, теперь известная как одна из величайших святынь Руси, стала Владимирской.
А князь, которому въяве явилась Сама Пречистая Дева, не мог не вспомнить недавно услышанное им в житии своего тезки, Андрея Юродивого, свидетельство о дивном явлении Пресвятой Богородицы.
Через десять лет он учредит на Руси празднование покрова Пресвятой Богородицы. «Сказание на Покров Святой Богородицы» сохранило нам слова князя:
«Когда я услышал сие, то подумал: «Как же это страшное и милосердное видение, более того – надежда наша и заступничество, не празднуется?» Надеюсь же, Владычица, на милосердные твои слова, с которыми к Сыну обратилась, молясь и говоря: «Царь небесный, прими всякого человека, славящего тебя и призывающего имя твое везде, где бывает память имени моего, освяти место это и прославь прославляющего тебя именем моим, приемля всякую их молитву и ответ». В те слова веруя, возжелал я: пусть не без праздника останется святой твой Покров, Преблагословенная, и как ты хочешь, Всемилостивая, украсить почести достойный праздник твоего Покрова, укрась, чтобы возрадовались прославляющие тебя, увидев сияющими в честь имени твоего многие праздники. И как народ, в церкви там бывший, милостиво покрыла, так и нас, грешных рабов твоих, защити покровом крыл твоих…»
В 1165 году «об одном лете» — в один сезон — повелением князя был воздвигнут первый в мире храм, посвященный празднику — храм Покрова на Нерли.
«Покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»
В храмах наших нередко, особенно в разные Богородичные праздники, поётся трогающее душу протяжное, но небольшое песнопение:
«Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, покры́й на́с от вся́каго зла́ честны́м Твои́м омофо́ром!»
По происхождению это припев Акафиста Покрову Пресвятой Богородицы, хотя, исполняясь отдельно, эта строка поётся на иной мотив, чем в акафисте.
Словом «омофор» назван тот покров, которым Пречистая Дева покрыла молящихся во Влахернском храме и духовно покрывает и нас, молящихся ей в наших храмах.
На иконах этот покров-омофор изображали и изображают по-разному. Иногда — точно так же, как пояс Богородицы: узкая полоса. Иногда — как широкий, широкий плат.
Но главное — как именно держится этот Покров. Его держит либо Сама Богоматерь, как и было в видении преподобного Андрея Юродивого (это называют среднерусским иконописным изводом), либо же — парящие над Нею ангелы (новгородский извод).
Тропарь, глас 4
Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,/ за ны Христу́ моля́щуюся.
Источник: Азбука.ру
(9)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.