Митрополит Феодор: «Каждый даст ответ за свою жизнь, картина которой станет всем доступной»
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора после Божественной литургии и панихиды в Димитриевскую родительскую субботу в Александро-Невском кафедральном соборе г. Волгограда.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с сегодняшним святым днем – Димитриевой родительской субботой.
Мы собрались под своды храма, чтобы помянуть всех от века усопших православных христиан.
Эта традиция Православной Церковью чтилась издревле. Ее истоки восходят к полю Куликову, к тому веку, когда огромное количество русских воинов полегло, защищая русскую землю. Преподобный Сергий Радонежский видел, как Ангелы собирают души умерших воинов и возносят их на небо, и называл имена этих воинов, и поминал их на заупокойной службе.
После этого был утвержден специальный день поминовения воинов, убиенных на Куликовом поле, а когда поминали воинов, вместе с ними стали поминать близких, сродников. Так эта поминальная суббота стала родительской, на которой поминают всех от века усопших христиан.
Мы не много знаем о загробной жизни. Но по крайней мере знаем, что участь всех людей не одинакова: некоторые пребывают в мучениях, в скорбях, а некоторые – в радости благодатной на лоне Авраамовом в Царствии Небесном. Но и там, где нет Бога, и в славе Божественной любви люди отличаются по уровню своих страданий и радости, которую получают от Господа. Равно как и Ангелы отличаются в славе своей и в приближении к Престолу Святой Троицы.
Священномученик Дионисий говорит, что и его описание ангельских чинов очень условно и лишь призрачно говорит о сложнейшем духовном мире. Мир духовный не хаотичен, а строго иерархичен. Каждый человек, попадая в Небесное Царство, занимает свой уровень, который соответствует тому уровню духовной жизни, которой он жил на земле. Ибо и мы на земле, казалось бы, внешне не меняемся, но духовно преображаемся, изменяемся в ту или иную сторону.
Бывает, что мы замечаем за своими друзьями, близкими (за детьми, например), как они нравственно, духовно изменились – чаще всего не в лучшую сторону. Но иногда мы замечаем, что, например, студент во время своего образования в ВУЗе возрос не только интеллектуально, но и духовно, нравственно, стал более богатой личностью.
Мы призваны к духовному развитию, которому нет границ, потому что наша жизнь совершается в бесконечном Боге. Здесь, на земле, и переступив порог вечности, мы имеем возможность, и собственно говоря к этому призваны, приближаться к Богу, познавать Его.
Господь желает каждому человеку спасения, ибо Он создал человека не для мук, но для радости в Царствии Небесном. Потому и говорит, что грешники пойдут в геенну огненную, уготованную дьяволу и аггелам его. То есть геенна и вечные муки не для людей. Но человек, послушавший демонов, а не Бога, идет, как их послушник, в то место, которое определено им. А праведники, говорит Христос, пойдут в жизнь вечную.
Итак, если мы хотим попасть в жизнь вечную, в Царство Небесное, мы с вами должны вести праведную жизнь. Праведная жизнь заключается не только в попечении о своей душе, в любви к ближним, живущим на земле вместе с нами, но и в молитвенном попечении о тех, кто уже переступил порог вечности и пребывает в жизни будущего века. Мы не знаем, в каком состоянии пребывают наши близкие, друзья, знакомые, но знаем, что они были подвержены страстям, грехам, различным несовершенствам. Мы должны им желать, чтобы Господь их простил и послал их не в место мучений, а в место светлое, место прохладное, где нет болезней, ни печалей, ни воздыхания, а только радость и жизнь бесконечная. Для этого мы и собираемся в храме помолиться об упокоении душ усопших не только знаемых, но и незнаемых – всех от века усопших христиан.
Бывает, что нам очень тяжело молиться не только за усопших, но и за живых, потому что мы всё пропускаем через свое сердце и смотрим на жизнь исключительно через призму своего «я». Если нам человек делает добро, то он хороший и нам приятно за него молиться. Если он нам не сделал хорошее, или не дай Бог, еще и чем-то обидел или огорчил, то мы и вовсе за него молиться не желаем, а желаем ему зла, наказания. Даже молимся: «Господи, покарай его, накажи!»
Вот некий пример из духовной жизни, который учит нас правильному отношению.
Жили в монастыре среди братии два монаха: один праведной жизни, другой не очень. Случилось им поссориться, да так, что не могли они никак примириться, хотя и братия, и игумен монастыря всячески старались это сделать. Но праведник был одержим праведным гневом, а грешник был одержим гневом своей греховности.
Проходит некоторое время и тот монах, который жил не очень праведной жизнью умирает. И праведник на своей молитве вдруг видит его участь: огромная бездонная яма, наполненная огнем. Страшный жар исходит оттуда. На самом краю этой ямы стоит брат-грешник, связанный по рукам и ногам. Праведный брат слышит голос:
– Что с ним делать?
– Как, что? Толкай его туда! Он достоин вечных мучений!
– А, может, пощадить его? – спрашивает голос.
– Нет, он достоин мучений!
– Я не могу толкнуть, может, ты сам это сделаешь?
Монах отвечает:
– Да, сам толкну!
И он уже протянул руку это сделать, но видение пропало. И был голос:
– Хоть ты и считаешь, что грешники достойны вечных мук, но Я, как Человеколюбец, и грешников милую, и ты будь милостив к своему ближнему.
Очнулся наш праведник в слезах, стало ему стыдно за себя и понял он, что на самом деле ему очень далеко до настоящей праведности. И вся его праведность чисто внешняя. Иногда Господь специально посылает обидчиков, чтобы мы поняли, что внутри у нас лишь только внешнее смирение, напускная любовь, а на самом деле у нас там живут змеи и скорпионы, и все норовят ужалить ближнего своего.
Наша молитва об упокоении примиряет нас с усопшими и с Богом, заставляет задуматься о нашей бренной временной жизни, скоротечности бытия. О том, что мы закроем глаза и ляжем в гроб и неизвестно, какая участь нас ждет. Судя по всему, не очень светлая, потому что мы так любим удовольствия и радости жизни, радости по большей части греховные, не умеем останавливаться в этом. И к сожалению, очень много осуждаем. Это осуждение больше всего отлучает нас от Бога, потому что Сам Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете».
Казалось бы, очень легкая заповедь. Он не велит поститься только на хлебе и воде, молиться с утра до ночи, спасть 2 часа в день. И то, по правде Божией этого было бы мало, чтобы нам, грешникам, наследовать Небесное Царство. Но Он этого не говорит. Он говорит: живите как живете, но других не осуждайте.
Мясо едите в постные дни – людей не грызите, ближнего не ешьте. Но мы и этого сделать, к сожалению, не можем.
Когда мы собираемся вместе на молитву, меняются наше сердце, наш ум, сознание, восприятие. Хоть немного, но мы становимся лучше, чище, ближе к Богу, к нашим братьям и сестрам, живущим на земле и тем, что уже далеко от земли.
Человек никогда не умирает. Умирает только его тело – и то лишь на какое-то время, до того самого момента, когда придет Христос второй раз на землю, все мертвые воскреснут и уже с телами предстанут на Страшный Божий Суд. Каждый даст ответ за свою жизнь, картина которой станет всем доступной, всем понятной, а для нас может оказаться очень постыдной.
Пока еще есть возможность исправить картину жизни через покаяние, через добродетели, через молитву, будем стараться, чтобы и мы, и наши ближние обрели в очах Божиих благодать и милость, вечную жизнь и Царствие Небесное.
Храни вас всех Господь.
Напоминаю, что скоро большой праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. Самое настоящее единство – вокруг Христа, потому что жизнь христоцентрична.
С праздником!
(8)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.