Митрополит Феодор: «Тот, кто приобрёл Бога, уже ни в чем не нуждается»

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора после Божественной литургии в храме Преображения Господня Северного благочиния в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.

Всечестные отцы, братья и сестры, уважаемый Дмитрий Владимирович!

Всех вас сердечно приветствую с сегодняшним днём воскресным. Божьего благословения всем вам на подвиг Рождественского поста, укрепляющей благодати Духа Святаго.

В эти святые дни, наверное, как никогда нам подобает помнить о воздержании и о той первой заповеди, которую нарушили наши прародители в Раю: не вкушать от плодов Древа познания добра и зла. Ибо, как говорят святые отцы, не вкушая этих плодов, соблюдая заповедь, они бы совершенствовались в добре и в любви к Богу, в познании Его, в приближении к Нему. Но, нарушив эту заповедь, они познали грех, вкусили зло, которое стало причастно не только их жизни, их естеству, но и всему последующему человеческому роду.

Святитель Николай Сербский сравнивает этот поступок Адама и Евы с кражей. Они взяли то, что им не принадлежало дерзкой десницей своей. Но, как говорит святитель, кража никогда не совершается одним человеком – как минимум вдвоём. Потому что основной идеолог, подстрекатель, руководитель, организатор кражи – дьявол. Именно он в виде змея соблазнил сначала Еву, а потом, уже через Еву, и первого человека – Адама.

Украсть можно не только что-то материальное – можно присвоить себе незаконно и звание, и честь, и мысль, и знание, и право. Например, право судить. В Святом Евангелии Христос Спаситель часто говорит о том, чтобы мы никого не судили, потому что это право лежит в области Божественного Суда. Каждый, кто осуждает другого, узурпирует Божественную власть, присваивает ее себе и незаконно ею пользуется. Потому и бывает сам осуждён от Бога.

Не может украсть сын у отца – крадёт раб у господина. Адам и Ева протянули свои руки к запретному плоду только тогда, когда утратили дух сыновней любви и приобщились духу рабскому. Этот дух рабский уничижает человека, низводит его с самого Неба до бездны адских мучений. Как Денница, бывший прежде одним из ближайших сынов Божьих, светлым и ярким, дерзнув присвоить себе Божий Престол, стал рабом и ниспал с Неба, как молния.

Человек в жизни не является собственником чего бы то ни было. Ему ничего не принадлежит, кроме его собственных поступков. То, что он сделал, это действительно его. А все остальное Богом даётся во временное пользование. Мы должны относиться ко всем вещам, материальным богатствам именно не как к своему собственному, а как к Божьему. А раз так, то и пользоваться мы должны этим с обязательным условием: чтобы в Бога богатеть, принести Ему достойный плод от того богатства, которое Он нам дал.

Но есть люди (и об этом мы сегодня слышали в Евангелии) и были прежде, и будут, наверное, до скончания века, которые незаконно считают что-то своим и используют это исключительно в своих целях.

— Душа моя, – говорит неразумный богач, – много у тебя богатства, на лета много. Ешь, пей, веселися.

Не подумал он не только о Боге: не воздал Ему благодарность, не принёс Ему какую-то жертву, не построил храм. Не подумал и о ближнем, не сказал: «Я так сейчас хорошо кушаю, у меня все есть, а вокруг меня столько несчастных, обездоленных, голодных людей, больных… Поделюсь тем, что мне Бог дал». Нет! Для себя! На лета много. Причём он обращается, заметьте, не к плоти своей, а к душе. Насколько деформировано у него понятие духовной жизни, понятие о душе! Разве нуждается душа в пище материальной? Разве нужно душе это богатство, которое когда-то истлеет? Не о духовной ли пище мечтает она, похожая на жалкую оборванку, нищенку, постоянно голодную, неимущую малейшей крупицы духовной, потому что мысли богача только о материальном, о земном, о временном?

Святитель Николай (Велимирович) сравнивает эту ситуацию с тем, как будто бедную овечку, измученную, голодную, положили в будку к свирепому псу. Пёс бегает по дорогам, по оврагам, собирает куски различной снеди, остатки трупов животных, кости и шкуры. Все это несёт в конуру свою и говорит: «Ну что, овечка, ешь, веселись!» Будет ли у этой овечки радость? Она, конечно, рано или поздно погибнет, как погибла и душа у богатого.

Господь не стал показывать ему тленность всего этого богатства, лишая постепенно одного и другого – Он лишил его жизни. «Безумец, в ночь сию душу твою истяжут (то есть, не спрашивая тебя, насильно заберут), и ты поймёшь, что лишился всего и сразу. Ты не поделился малой частью своего богатства, а теперь лишился всего того, о чем мечтал». Вот так бывает с тем, кто не в Бога богатеет.

Богатеем ли мы в Бога? Правильно ли мы расточаем и используем своё богатство – не только материальное, но и умственное, и духовное, и саму жизнь? Жизнь – это дар Божий. Можем ли мы сказать по слову апостола Павла, что живём и существуем для Бога? Постимся ли, не постимся, или едим, спим ли, работаем – все делаем для Бога. Можем ли мы так твёрдо утверждать? По крайней мере, не всегда. Для нас это повод к обличению и осуждению, но есть время к исправлению. Постараемся, дорогие братья и сестры, ко всему в мире относиться как к Богом данному нам для счастья и радости. Но мы должны правильно понимать счастье и его источник.

Источник всякого блага – Бог. Вне Бога, вне Божественной системы невозможно обрести вечную радость. Всё будет только слабым и временным отблеском её. И человек постоянно будет в поисках этого мерцающего счастья, как какого-то миража. Синяя птица удачи все время будет выскальзывать из рук этого несчастного. Он так и умрёт, не насытившись этой радостью жизни, ему всегда будет чего-то не хватать. Но тот, кто приобрёл Бога – эту драгоценную Жемчужину, это истинное Богатство – тот уже ни в чем не нуждается.

Вспомним пример наших блаженных русских святых, каких уже сейчас практически нет. Они, почувствовав благодатную радость общения со Христом, отдавали все своё имение, одежду с себя снимали, подвергая тело своё лютому воздействию холода и зноя, насмешкам людей. Они голодали, скитались, как странники, но были богаче всех миллионеров, потому что обогатились Христом, Который дал им целое Царство. Слышите? Царство! Царство не земное, а Царство Небесное.

Задумайтесь: Господь хочет, чтобы мы царствовали вместе с Ним, соцарствовали на Престоле Божественной славы, вошли в эту славу, усыновились Ему. Но может эту славу наследовать только сын. Раб эту славу наследовать не может.

Поэтому и нам нужно менять своё сознание, менять свою жизнь, поступки. Чтобы из рабов и наёмников стать истинными детьми Божьими, приобретая единое сокровище на земле и на Небе – Господа нашего Иисуса Христа. С Ним же честь и слава всегда ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

(16)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели