Митрополит Феодор: «Пусть история этого праздника назидает нас каждый день»

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора после Божественной литургии в день престольного торжества храма иконы Божией Матери «Знамение».

Всех вас, возлюбленные, приветствую с сегодняшним днём, сердечно поздравляю с престольным праздником иконы Божьей Матери «Знамение». Мы все знаем его историю. Я хотел бы обратить ваше внимание, что помощь Божией Матери обращается не против нашествия иноплеменников – монгол или поляков, или литовцев, или кого-то ещё из внешних врагов. По существу, это была междоусобная брань, когда брат восстал на брата – оба православные, оба молились Божьей Матери. Один даже прозван был Боголюбским, потому что сильно любил Бога и Царицу Небесную (до сих пор есть село Боголюбово под Владимиром), но именно он и потерпел поражение, потому что Матерь Божья отвернула от его войска Свой пречистый лик и помогла новгородцам.

Можно ли сказать, что это случилось потому, что новгородцы больше молились? Нет. Но, по всей видимости, и боголюбцы иногда нарушают волю Божью. Особенно когда постоянно чувствуют Божественную помощь на молитве, то утверждаются в некой своей особенности, избранности.  Тщеславие, гордость поселяются в сердцах христиан, и они считают, что им если и не все, то многое можно и многое сойдёт с рук. Бог простит, потому что ведь «так хорошо помогла вчера Царица Небесная, значит, и сейчас поможет».

Ин суд человеческий, ин суд Божий. Когда мы перестаём слушать волю Божью, которая нам говорится через уста наших начальников, а иногда начальникам через уста подчинённых, то и случается с нами подобная ситуация – отворачивает от нас Божья Матерь Свой пречистый лик и выдаёт нас в руки наших врагов – тех людей, с которыми мы, наверное, могли бы построить мирные отношения, но не захотели, посчитали, что можно так.

Часто бывает в нашей жизни, возлюбленные братья и сестры: мы молимся, причащаемся, чувствуем, что Господь нас любит, и значит, можно где-то кого-то прищучить в семье или на работе, забываемся… А Богу это не угодно, и Он огорчается и говорит: «Ну как же так? Я тебе оказал милость, простил твои многие, многие грехи, снисшел к твоей немощи… Не подобало ли тебе так же поступить по отношению к своему ближнему?» Ровно как в Евангельской притче о должнике.

Но мы в самодовольстве и гордости иногда даже упиваемся своим гневом, своим судом! Какие мы слова находим из Священного Писания, ссылаемся на жития святых, но рубим от плеча, как говорится, сгоряча, не щадя ни великих, ни малых. И, конечно, утрачиваем благодать Духа Святаго.

Этот праздник говорит нам, чтобы мы всегда имели страх Божий и спрашивали: как Бог хочет? По Божьему – я должен сделать что-то или должен не делать? Если поступать по Божьему, то как? Чтобы отвязались от меня, галочку поставить и спокойно вздохнуть, сказать: «Слава тебе, Господи»?

Или все-таки сделать так, чтобы все свои силы душевные и телесные, и умственные положить на алтарь этой бескровной жертвы, принести Богу не жертву Каина, который принёс Богу то, что было ему самому не жалко, то, что было легко: «На, Боже, что мне не гоже».

Надо принести жертву Авеля – от лучшего. Имеется ввиду не только от благ материальных, но и своих сил душевных и физических, от тех материальных возможностей, которые нам даёт Господь.

О чем ещё этот праздник сегодня?

Архиепископ Иоанн, первый архиепископ Новгородский, святитель Божий молился всю ночь о своём народе в храме Божьем и услышал голос, повелевающий ему взять икону Божией Матери, от которой и произошло чудесное вспоможение.

Часто ли мы, братья и сестры, совершаем такую молитву о наших подчинённых, о нашей семье, о наших детях, о наших родителях? Если мы редко это делаем, нужно задуматься, почаще вставать на ночную молитву, преклоняя колено нашего сердца, нашего тела, смиряя свою гордыню и прося у Бога милости не только для себя.

Архиепископ Иоанн был непростым человеком. Когда ещё он монашествовал в святой обители, он сильно подвизался и был искушаем от дьявола настолько, что едва остался жив. По молитвам игумена и братии он спасся. Позднее Господь поставил его на великий свечник апостольского служения: он стал епископом, позже архиепископом. Преподобный Пахомий Логофет, который описывает и праздничный день сегодня, во втором своём слове рассказывает о чуде архиепископа Иоанна – его путешествие в Иерусалим на бесе.

Раньше этот рассказ был очень известен в русском народе – сегодня, наверное, вряд ли кто его помнит или знает. Так вот, когда архиепископ Иоанн молился в своей келье, то услышал, как в умывальнике вдруг забулькала вода. Туда запрыгнул бес и стал смущать молитвенника, чтобы тот прекратил молитву. Но подвижник уже знал, как себя правильно вести: помолился и перекрестил этот сосуд с водой. Так бес запищал, завизжал, так ему стало тошно, а выбраться не может, потому что его запечатал святым знамением Иоанн. Стал просить прощения у угодника Божьего нечистый дух:

– Сам не знаю, зачем я сюда залез. Думал, что ты сейчас испугаешься, перестанешь молиться, и я, довольный, пойду дальше. А ты так со мной сделал. Жжёт меня всего благодать твоя, страдаю немыслимо. Отпусти, пожалуйста.

Иоанн говорит:

– Не отпущу, пока не исполнишь моего заветного желания. Отвези меня в Иерусалим ко Гробу Господню помолиться.

Тогда не было самолётов, дорогие братья и сестры. Простому жителю Древней Руси попасть в Иерусалим, конечно, было можно и некоторые ходили пешком, но этот путь составлял несколько лет и не все доходили, не все возвращались. А тут такая возможность представилась.

Бес спрашивает:

– Как же сделать это?

Иоанн отвечает:

– Встань у крыльца моего в виде лошади осёдланной.

Бес послушался, деваться некуда, стоит, бьёт копытом. Иоанн переоделся, сел в седло, поехали.

В мгновение ока оказались в том Граде. Спешился Иоанн, сказал этому «коню», чтобы не смел никуда уходить, ждал его здесь.

Хоть и была ночь, но ворота церковные сами собой открылись, он зашёл и помолился на Гробе Господнем, поднялся на Голгофу, ко всем иконам приложился и умиленный сердцем вышел из храма. Сел на своего удивительного коня. Двери церковные сами закрылись так же, как прежде открылись. И прискакал он обратно к себе в обитель, в свою келью.

Но бес сказал ему:

– Ты так меня помучил сегодня и такое мне принёс уничижение, я этого никогда не забуду. Не вздумай кому-нибудь рассказать про это путешествие: я тебе страшно отомщу, оклевещу тебя. Тебя как блудника выгонят из города с большим поношением.

Прошло какое-то время, но архипастырь, путешествуя по приходам, по весям своей епархии, часто собирал народ, беседовал с ними, рассказывая различные душеполезные поучения. И вот, между прочим, сказал о том, что знает лично того человека, который в Иерусалим за одну ночь туда и обратно летал помолиться. Не сказал, что это был он и подробности утаил, но все-таки обмолвился об этом событии. Бес тут же сказал:

– Ну, подожди!..

И начал мстить. Он стал появляться в келье Иоанновой в виде женщины бесчестной, и народ простой видел эту блудницу и думал: «Как же так, что она делает в келье нашего архиерея?»

И одни видели, и другие, как она выходит утром из его покоев, как она бежит вечером к нему. Сам Иоанн этого не замечал, а люди начинали шептаться и роптать. Даже высокопоставленные чиновники, приходя, обнаруживали в предбаннике различные предметы женской одежды, в том числе исподнего белья, и возмущённо кричали:

– Ну как же это можно терпеть! Невозможно! Надо его убирать с нашей кафедры древней, из нашего города! Будем искать себе другого.

Услышав такой шум за дверями, Иоанн вышел из кельи и пытался оправдаться, но никто слушать его не стал. Его побили, вытолкали из города, посадили на плот и пустили по реке Волхов, чтобы плыл он, куда глаза глядят, по бурному течению, как можно дальше.

Со смирением принял это праведник Божий, помолился, сказал:

– Господи, прости им, не знают, что творят.

Ко всеобщему удивлению плот поплыл, но… против течения. Такого они ещё не видали: ни стремнина, ни перекаты не мешали двигаться плоту по направлению к обители Георгия Победоносца. Тогда жители поняли, что их ввёл демон в искушение, побежали за архипастырем, плакали, кричали, просили прощения, а плот все плыл. Тогда они поспешили в город, подняли духовенство, с хоругвями крестным ходом вышли догонять своего святителя. Просили, чтобы он их простил и вернулся.

По милости Божьей плот пристал к берегу. Владыка сошел с этого плота, а из монастыря вышел ему навстречу другой крестный ход, потому что некий блаженный сообщил игумену об этом удивительном событии. Встретились паства и пастырь, одни просили прощения, другой благословлял.

Вернулся Иоанн на место своего епископского служения, а там, где он вышел на берег, жители поставили в благодарность и в память каменный крест, чтобы впредь не искушаться бесовскими наваждениями.

А третье слово Пахомия Логофета – об обретении святых мощей архиепископа Новгородского Иоанна. Но о том, как это было, думаю, каждый из вас может прочитать самостоятельно.

Пусть история этого праздника назидает нас каждый день, пусть пример жизни архиепископа Новгородского Иоанна и нас умудряет. И главное, чтобы мы никогда не забывали своим сердцем и умом предстоять перед нашей Владычицей Пресвятой Богородицей и Приснодевой Марией, не огорчали Её своими поступками, словами, или даже желаниями, мыслями, чувствами, разумением.

Хочу сказать слова благодарности отцу настоятелю за его труды. Радостно видеть полный храм, детей и молодёжь. Укрепляйте свой дух, свою веру, свою любовь друг к другу, участвуйте в жизни прихода кто чем может. Это для вас родной дом. Дом Божий – это семья небесная, потому что храм Божий – это кусочек Небесного Царства. Здесь мы общаемся и со Христом, и с Божьей Матерью, и со святыми, и мы с вами ведь тоже родные святым и свои Богу, как говорит апостол Павел.

Будем высоко ценить этот великий Божественный дар.

(53)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели