Кто нас заберёт с собой?
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора после Божественной литургии в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в день престольного торжества.
Досточтимый отец настоятель, возлюбленные отцы, братья и сестры!
Всех вас приветствую с сегодняшним воскресным днём и сугубой благодатью престольного праздника храма в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость».
Нечаянная – то есть нежданная, неожиданная радость. Этот день нам говорит о молитве и о благодарности.
О молитве. Все мы в той или иной степени люди грешные, теряем чистоту своего ума, своего сердца и уже в искажённом виде воспринимаем окружающий мир, да и свой мир внутренний. Это состояние, поражённое грехом, святые отцы называют прелестью – то есть ложное представление о мире, о себе и о Боге.
Потому и сегодняшний грешник, хотя и совершал ежедневно молитву Божьей Матери, но никак от греха не отставал, также регулярно исполняя и своё служение дьяволу. Что удивительно, не было конфликта в его душе, как-то это все у него сочеталось. Почему? Потому что душа потеряла чувствительность.
Грех есть болезнь. Можно сравнить его с инфарктом, когда отмирает часть миокарда, часть сердечной мышцы, или инсультом. Люди, перенесшие инсульт или инфаркт, становятся немного другими: по-другому чувствуют мир, себя. Мы с вами это знаем, особенно когда несём своё служение в больничных палатах. Но по благодати Божией это ослепление, омертвение, как говорят святые отцы – дебелость, то есть нечувственность ума, постепенно проходят.
По милости Божией, по молитвам Царицы Небесной у грешника, которого мы сегодня вспоминаем, случилось так, что благодать коснулась его сердца, его ума, и он увидел не только глубину своего падения, но и следствие греховной жизни – это кровавые язвы на теле Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Павел говорит, что мы, члены единого тела церковного – Тела Христова, создаём общее состояние Его здоровья. Если один член церковный болеет, то все тело немощствует. Отдавили тебе палец на ноге – кажется, остальное-то все в порядке, но ты не можешь нормально функционировать, потому что боль мешает тебе раскрыть в полноте все твои возможности. Она сковывает тебя, привязывает к себе. Ты нагибаешься к этому пальцу, уделяешь ему больше внимания, чем остальным органам.
Так происходит и в Церкви: когда кто-то заболевает духовно, впадает в какой-то грех или раскол, страдает все тело Церкви. Но если этот грешник, а ещё лучше, если и церковная община, вся Церковь молится о нем, то по неизреченной любви и снисхождению Божию к людям, посетит того благодать и покажет путь покаяния, исправления и спасения.
Получив эту благодать, человек преисполняется благодарности. Он видит, в каком был ничтожном состоянии, в каком глубоком рве духовной грязи он влачил своё жалкое существование, и как вдруг ему Господь с высоты протянул Свою руку помощи – не просто по головке погладил или конфетку дал, а вытащил его из этой трясины. И не просто вытащил, а омыл, очистил, одел в новые одежды Духа Святаго, дал ему эту благодать соцарствования вместе с Ним в Царствии Небесном.
Евангельское чтение воскресного дня говорит, что, к сожалению, большинство из нас не благодарны Богу. И священник в проповеди тоже отметил, что многие не понимают, за что благодарить, ведь всё не так, как нам хочется. Особенно удивительно, когда люди нецерковные, казалось бы, неверующие, проявляют большее благочестие, нежели те, которые ходят в храмы на протяжении многих, многих, многих лет.
Иноплеменник сей, который не был правоверным иудеем, показал пример всем остальным. Из десяти он один, исцелившись, пришёл и поблагодарил Христа.
Что же ему ответил Спаситель? «…иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17:21). Короткая фраза, но в ней заключается глубокий смысл. Он не дал ему каких-то наставлений: как дальше жить, что делать, что не делать, как молиться или поститься – человек определит сам. Он показал ему связь, причину и дальнейшую перспективу: вера твоя спасла тебя. Так этот иноплеменник уверовал во Христа, и, получив наставление, пошёл в Храм Иерусалимский засвидетельствовать своё исцеление, когда ещё того исцеления не было. А когда по пути выздоровел, он уверовал, что Христос – не просто чудотворец или пророк, но тот самый Мессия, Спаситель мира. И пришёл засвидетельствовать благодарность, показав и свою веру.
Если он дальше будет жить в этой парадигме, с верой в Бога, во Христа выстраивать свою жизнь, то он спасёт не только свою плоть, но и свою душу. Вера твоя спасла тебя. Иди в мире. То есть иди и дальше продолжай веровать, укрепляй свою веру. Но это человек должен понять сам.
Апостол Павел в послании (мы сегодня слышали с вами этот отрывок) говорит: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе…» (Еф.5:8). Разве не должно благодарностью отозваться в нашем сердце, что мы были дети погибели, а теперь мы – наследники Небесного Царства, не земной недвижимости, участка земли или квартиры, а Царства! Небесного! Того, где нет никакого ограничения – избыток всех благ. Но готов ли ты, получив от Бога что-то, дальше продолжать свой путь вместе с Ним? Или ты скажешь:
– Я болел, ходил в храм, молился, ставил свечи. Получил исцеление. Врачи удивились. Зачем и дальше мне в храм ходить? Я же получил, что хотел и живу дальше так, как хочу. Если вдруг что-то случится, я опять приду и скажу: «Дай!».
Конечно, такая жизнь не благодарная, а потребительская, не приближает к Богу. Бог по Своей отеческой любви и по избытку благости даёт нам снисхождение, хотя и огорчается от того, что нам бывает это не всегда на пользу.
Апостол Павел говорит, чтобы мы с вами не жили как неразумные, а жили как премудрые, изучая, в чем есть воля Божья, потому что смысл нашей жизни – соединение с Богом через свободную волю. Мы соединяем волю человеческую с волей Божьей и приобщаемся Его благодати. Если мы волю Божью не исполняем, значит, мы к Богу не приближаемся, не приобщаемся Его благости, Его любви, Его благодати. И подсказывает нам апостол, что дары Духа (Которого мы получили в Таинстве миропомазания – печать Дара Духа Святаго), исполнены благости, добра и истины.
Мы должны изучать: поступок, который мы хотим совершить или уже совершили, исполнен этих качеств? Если да, то он был совершён под действием Духа Святаго, а если нет, то он был совершён под действием другого духа. Вот так нас Господь будет судить на Страшном Суде – какие мы поступки совершали? Под действием какого духа? Тот дух нас с собой и заберёт.
Если мы жили в Духе Святом, то будем с Ним сонаследниками, а если мы жили по наущению духа лукавого, то он исхитит нашу душу в те печальные обители, которые уготованы для него, а не для нас. Но мы в них вошли, добровольно соединившись своей волей не с Богом, а с сатаной, и стали наследниками не Царства Небесного, а вечных мук и ада.
Когда мы получаем что-то от Божьей Матери, или святых угодников, или Господа нашего Иисуса Христа, самой большой благодарностью будут не только слова, а изменение нашей жизни, когда мы уже не будем повторять те ошибки, которые раньше совершали. Это и есть самая наша главная благодарность: дальнейшее поступательное движение вперёд и вверх. Обязательно вверх, обязательно к Богу, обязательно в Царство Небесное! Иначе вся жизнь наша напрасна. Как пепел сгорит и ничего не останется – только горький привкус под языком от того, что ведь мог жить по-другому и даже знал, как жить по-другому, но не нашёл в себе решимости жизнь свою изменить, потому что вроде и так было нормально, терпимо.
Где взять эти силы?
Начнём молиться, как молился тот грешник каждый день. Начнем благодарить Бога каждый день за новый свет в окне и в нашей жизни, за кусок хлеба на столе, за то, что в нашу квартиру сегодня не прилетела ракета. За то, что мы сегодня смогли встать и пойти на работу своими ногами. За то, что мы можем своих детей гладить по головке, и ещё много, много, много благодарить за что, мы имеем, в отличие от других людей.
Сегодняшний праздник, конечно, радость и утешение. Сегодняшний праздник, безусловно, надежда. Надежда не только на то, что мы будем получать и дальше то, что получали до сих пор. Но надежда на то, что все-таки наше чёрствое сердце под действие благодати Божьей и молитв Пречистой Божией Матери все-таки изменится и принесёт добрый плод духовный.
С праздником всех вас, возлюбленные, отцы, братья и сестры.
(30)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.