Митрополит Феодор: «Жизнь нашей души показывают наши действия»
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора после Божественной литургии в Неделю святых Праотец в храме Воздвижения Креста Господня города Волгограда.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, возлюбленные отцы, братья и сестры, мы с вами слышали в воскресном Евангельском повествовании притчу о званных на вечерю. Эта притча о Небесном Царстве и о благодарности.
Представьте себе, что один очень богатый правитель построил огромный великолепный город. Так как он был очень богат, то золотом, драгоценными камнями украсил даже и наружные стены. Желая поделиться своим богатством со своими подчинёнными и слугами, потому что он изобиловал, избыточествовал этими богатствами, позвал их на праздничный пир, на вечерю.
Накрыл огромное количество столов, украсил трапезу и самых лучших тельцов приготовил, чтобы был всем праздникам праздник, подобного которому не было нигде на земле, ни в каком другом городе. Послал приглашения. Кого он стал приглашать? Ну, конечно, своих самых близких, доверенных лиц, своих друзей, которые не только с ним дружат, потому что он приблизил их к себе – быть другом царя, вы знаете, это более ответственно и страшно, чем почётно: эти друзья выполняли какие-то функции, несли своё послушание, служение, каждый на своём месте. Слуги этого богатого царя разошлись по всему обширному царству с приглашением: «Вас зовут в новый город на прекрасную вечерю».
Стали они рассуждать между собою:
– Как пойдём? Куда пойдём? Сколько времени идти? Ну да, город, конечно, интересно посмотреть. Может, там и жить остаться, если там так всё красиво…
Но никто там не был. Сколько идти никто не знает. А здесь – конкретные, реальные дела. Один землю только приобрёл, как же её оставить, надо зарегистрировать, надо осмотреть: «Как я сейчас пойду? Брошу все, что ли? Нет, так не могу».
Другой женился, и жена говорит: «Ты чего? У нас сейчас медовый месяц. Какие там вечери? Нет, забудь. Куда-нибудь на Гавайи я согласна. А это какой-то там непонятный город. Толпа опять будет каких-то мужчин подвыпивших или каких-то женщин, может быть разного поведения… Не хочу». А куда пойдёт муж без жены, если он только что женился? «Извините меня, не пойду».
Третий приобрёл какое-то имущество. Нужно испытать, проверить. В общем, все отказались, потому что уже приросли к тому месту, где они живут. И, казалось бы, служат своему царю, но, как выяснилось, служат они не столько царю, сколько самим себе. Потому и сказали:
– Царь, празднуй в своём городе, но отдельно от нас. А нам и здесь неплохо.
Конечно, это очень огорчило царя:
– Как же так? Все, что вы имеете, кто вам дал? Я вас приглашаю, чтобы дать вам ещё лучшее и большее, а вы так оскорбительно ко мне относитесь. Ну что же, вопрос с вами решён. Всё понятно. Но милости моей не убавилось, богатство не истощилось, столы продолжают ломиться от яств. Кто займёт эти места? Я хочу, чтобы люди радовались, находясь вместе со мной, приобщаясь к моей благости, к моему богатству. Что же, раз званые были недостойны, зовите тех, кто есть: по дорогам, по оврагам, по халугам, по деревням.
И вот те люди, от которых отказалось общество, считая их недостойными, отверженными, заняли место рядом с царём. Представьте себе, им понравилось, и царю понравилось, и он сказал:
– Оставайтесь в моём городе, живите в нём вечно.
Вы, конечно, поняли, что сегодняшняя притча Евангелия – о Царстве Небесном и о тех иудеях, которые восприняли веру в Бога только внешне, а сердцем, как свидетельствует Сам Христос, далеко отстояли от Него.
И вот Христос основывает новую Церковь не на фарисеях, не на саддукеях, не на архиереях, а на простых рыбаках, неграмотных, бедных, но согласившихся быть со Христом и жить так, как Он им велит – слышать Его, слушать Его и исполнять Его слово. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21).
Мы сегодня тоже были позваны на вечерю. Мы пришли в храм и приобщились не тельцов, не каких-то богатых яств, а самой драгоценной духовной трапезы – Тела и Крови Христовой, Которые Он отдал для того, чтобы мы с вами имели жизнь вечную.
От нас требуется откликнуться на голос Спасителя. Это бывает нам очень сложно, потому что в нашей жизни современной мы тоже очень прилепляемся к своим богатствам – вернее, не к своим, а к тем, которые нам дали на время, попользоваться. У нас ничего постоянного нет. У нас ничего своего нет. Сегодня у нас есть ботинки, завтра у нас ботинок нет, мы их износили. У нас сегодня есть дом, завтра он сгорел. Дома у нас нет. Сегодня у нас есть жизнь, завтра её забрали. Ничем не владеем, только имеем возможность пользоваться и управлять некоторое время. А как мы управляем и как пользуемся? Мы должны сравнить с сегодняшней притчей.
На всякий ли зов Христа мы готовы оставить и волов, и землю, и жену? В семье бывает и так – хорошо, когда есть единство, но иногда есть разделение. Муж и жена не всегда одинаково религиозны, но всегда нужно выбирать Бога. Это высшая ценность нашей жизни, это и есть наша Первая любовь. Эту Первую любовь нужно хранить, возгревать, и, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, искать всякую возможность, чтобы исполнить малейшее желание любимого. Если мы так ведём себя по отношению ко Христу, малейшее слово, малейшую заповедь, букву в законе пытаемся исполнить, то это свидетельствует о нашей любви. А если мы каждый раз говорим: «Надо молиться, конечно, вечерние правила читать. Но что-то я подустал немножко, сейчас немного полежу, сейчас немного поем, телевизор посмотрю (обычно успокаивает меня), а потом, глядишь, и помолюсь». Поел, полежал, почитал, а сил молиться уже нет: «Ну, завтра помолюсь». Так мы привыкаем Богу отказывать и делать только то, что нам хочется, что входит в парадигму нашей жизни, устраивает наш внутренний комфорт и мнение о себе: «Я считаю себя верующим человеком. Значит, я должен как-то подтверждать этот статус не только для окружающих, но и для себя самого». Но это только внешняя картинка, внешняя оболочка. Жизнь сердца, жизнь нашей души показывают наши действия: насколько мы быстро откликаемся на зов Христа?
Будем же живыми, будем подвижными, будем чуткими к слову Божественной правды, к слову Божьему в нашей совести, в нашем сердце. Почаще будем обращаться и задавать вопрос: «Господи, как Ты хочешь? А как мне сейчас сделать? Как нужно?» Нужно остановиться, создать тишину внутри себя, иначе мы не услышим этот голос, потому что наши страсти постоянно громко кричат: «Накорми меня, накорми меня, дай мне то, дай мне сё!». Если мы их будем кормить, они будут орать ещё больше, обретать силу и совсем заглушат голос Божественный. А если потихонечку мы их будем из своей жизни убирать, то уже нам никто не помешает разговаривать с Богом, созерцать, молитвенно общаться. И в этой благодатной молитве пребывать с Богом и перейти из этой временной жизни в жизнь будущего века. Это, конечно, смерть праведника – умереть во время молитвы, с молитвой на устах, как преподобный Серафим Саровский и многие, многие святые.
(18)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.