Митрополит Феодор: Небесное Царство наследует тот, кто совершает усилия в борьбе с грехами
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в день престольного торжества храма святого праведного Иоанна Кронштадтского после Божественной литургии.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Досточтимый отец настоятель, всечестные отцы, господин атаман, казаки и казачки, уважаемый Андрей Борисович, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы чтим память одного из самых почитаемых русских святых – праведного Иоанна Кронштадтского. Он родился в далёкой северной глубинке Архангельской области в семье бедного дьячка и не понаслышке знал цену краюшке хлеба, знал, что значит дожить с утра до вечера в ожидании еды.
И кто бы о нём узнал когда-либо, если бы не прославил его Сам Господь. Почему же Господь поставил его на такой высокий свещник в служении Церкви, народу и Отечеству нашему? Потому что родители с детства научили отрока Иоанна благочестию, вере и любви к Богу и Церкви. Это благочестие побуждало его к познанию Бога – познанию через учение. В школе учение ему давалось непросто: не мог научиться читать как следует, не мог понять, казалось бы, простые истины, в которых его товарищи легко преуспевали. Но это не пробудило в нём отчаяние, нежелание учиться или бросить все, уйти куда-нибудь, заниматься простой тяжёлой работой. А породило в нём желание горячо молиться, чтобы Господь открыл ему разумение писаний. И молитва была услышана: в один прекрасный день Господь коснулся его ума, отрок вдруг стал чётко понимать то, что было для него ещё вчера сокрыто. С лёгкостью вспомнил и урок, и все, о чем говорил педагог, стало ему понятно, доступно. Взял книжку и – О, чудо! – он читает лучше, чем прежде!
Школу он закончил одним из лучших учеников и хотел учиться дальше. Но, видя, что после смерти отца мать влачит жалкое существование, решил не идти в Духовную академию, а устроиться на местный приход, чтобы как-то кормить родительницу. Но благочестивая мать его, провидя для своего сына большой путь, настояла, чтобы он в северной столице все-таки получил полное богословское образование. Он закончил академию со степенью кандидата богословия.
Мы не знаем, обращался ли он к современным старцам за советом о том, как выстроить свой жизненный путь. Но знаем, что он выбрал не вполне обыкновенный и очень непростой образ жизни, женился на дочери соборного протоиерея, но сразу же после свадьбы ей объявил:
– Лизонька, счастливых семей много и без нас, а мы с тобой сохраним чистоту ради Господа.
И призвал её, хотя она к этому была не готова, может быть, совсем не хотела, к жизни, как брат и сестра. Конечно, это было нелегко, ведь если он имел горячую веру ко Христу, то у его супружницы такой веры не было. Она страдала от недостатка внимания, любви, потому что основную часть времени священник Иоанн дома не находился. Он служил Литургию каждый день, а потом он ходил в самые грязные уголки Кронштадта. Его никто не посылал, священноначалие не давало ему на это распоряжения. Он не говорил:
– Куда я пойду? Там пьянь, там грязь, там невозможно находиться, там нет даже лавочки какой-то. Некуда присесть, прилечь, отдохнуть… Я должен быть на ногах весь день, да ещё с опаской, чтобы кто-то меня не убил, не зарезал…
Там жили лихие люди, вечером пройти по улице было небезопасно. Но он, горящий любовью ко Христу и ближнему, сам шёл туда, к отверженным, и нёс слово Евангельской любви.
Вы должны знать, братья и сестры, что люди жили не в таких квартирах и домах, как сегодня. Очень многие жили в землянках – в буквальном смысле слова выкопанных в земле жилищах с земляным полом, редко где была какая-то печка… Конечно, ни канализации, ни водопровода, ни центрального отопления и освещения. В таких условиях в России жило огромное количество людей даже после Великой Отечественной войны.
И вот в эти землянки, в эти убогие лачуги и шёл батюшка Иоанн. Один из рабочих вспоминал, как пришёл однажды домой, крепко выпивши, и в своей каморке увидел священника, который держал в руках его сына младенца, что-то ласково ему говорил, гладил его по головке. Хозяину это не очень понравилось:
– Шатаются тут всякие, без приглашения приходят.
Батюшка на него посмотрел внимательно, ласково и одновременно строго. И сразу у человека пропали все дурные слова и мысли. Нет, отец Иоанн не осуждал его за пьянство, за такую бездумную жизнь и за то, что он бросил семью… Оправдывал. И говорил:
– У тебя же здесь рай! Где дети, там всегда рай – свет, и тепло! Оставь ты эту духовную грязь, будь со своими детьми, со своей семьёй, будь со Христом в этом своём домашнем раю.
Не заплакал рабочий, хотя слезы были очень близко, но жизнь свою совершенно изменил с того времени и позже сам признавался:
– С тех пор я стал человеком.
Сколько таких отверженных под воздействием молитвы, проповеди, любви, внимания, ласки стали людьми с большой буквы, христианами, которые уже неотрывно держались в своей жизни за ризу Спасителя!
Почему Христос действовал в этом пастыре? Потому что этот пастырь положил на алтарь служения все свои интересы, все свои привычки, все свои желания, любовь и прочее. И желал только одного: угодить Богу, послужить ближнему.
Это служение заключалось не только в совершении божественных служб, исполнении треб, а в том, что он раздавал всю свою зарплату, не доходя до дома. Было время, когда в ответ на жалобы его супруги начальство вынуждено было ему деньги в руки не давать – отдавали только матушке. Но он и с этим смирялся. Что-то ему совали в кармашек благодарные крестьяне после какой-то требы. Он всё отдавал нищим и бедным. Часто приходил домой без одежды или без сапог, потому что жертвовал встречному нищему, с радостью сняв с себя.
Что он терпел дома от своей любимой супружницы, мы можем только предполагать, но это было тоже нелегко. Это был, конечно, подвиг – терпеть и не ответить взаимностью, а с любовью найти слова увещевания.
Служение Богу – это в первую очередь подготовка своего сердца и ума к встрече с Ним. Отец Иоанн весь день на разрыв: от людей – прихожан, больных, хромых, слепых, сухих, которые бегали за ним толпами, рвали его одежды, чтобы он только к ним зашёл, помолился (Господь через него многих исцелял), он, придя домой уже ночью, должен был совершить молитвенное правило, подготовиться к служению Божественной литургии, а вставал в 4 утра каждый Божий день.
Он мог бы сказать: «Господи, ну я же Твоих людей сегодня исцелял, молил, соборовал, причащал. Поспать-то я тоже должен когда-нибудь? Должен же я как-нибудь отдохнуть?» Но он не смел этого говорить. И начиналась невидимая брань, духовная борьба со своей плотью и с демонами, которые на него ополчались.
Некоторые считают, что православная аскетика – выдумки монахов, нечто такое, что совсем не обязательно для обычного христианина. Но это совсем не так. Хотя наш Божественный Учитель ничего не говорит об этой аскетике в Евангельском слове, но Он говорит очень важные слова о чистоте сердца. В нагорной проповеди Он перечисляет заповеди блаженства, то есть добродетели, в которых мы должны совершенствоваться. Он говорит, что мы должны иметь любовь, что мы должны слушать и исполнять Слово Божие.
Но мы, в свою очередь, вдруг понимаем, что для нас это невозможно: грешим каждый день, каждый час, и грехи, что самое неприятное, повторяются всякий раз одни и те же. Как же нам быть, друзья мои? Смириться с этим? Сказать: «Ну что же делать? Кто без греха, пускай кинет в меня камень…» Или, все-таки, постараться своё сердце подготовить? А как?
Об этом и говорит духовная аскетика: как очистить своё сердце.
Один прекрасный инструмент – это пост, поприще которого мы сейчас с вами проходим. Но воздержание не само по себе важно, а в содружестве с молитвой. Никого пост сам по себе не делал святым, ибо, как говорит Василий Великий, и дьявол ничто же вкушает, и не пьёт, и не спит, но никак не изменяется и преизбыточествует в своей злобе. Поэтому и христианин, если будет поститься неправильно, если он будет невнимателен к движениям своего сердца, своего ума, то в гордыне, в тщеславии своём может очень, очень близко подойти к сатане.
Сатана искушает – подвижник борется и использует различные инструменты: конечно, в первую очередь молитву. Встал отец Иоанн Кронштадтский на молитву, а глаза-то смыкаются, спать-то хочется. Он начинает поклоны делать земные, поясные, чтобы пробудить свою плоть, а это нелегко. Кто читал его прекрасный труд «Моя жизнь во Христе», видел, как в этом дневнике, по существу, батюшка описывает свои переживания, страдания, как он осуждает себя за малодушие, за леность. Мы видим напряжённейшую жизнь, тяжелейшую борьбу, которая никогда не ослабевала. За эту верность Бог даровал ему духовные дары и таланты.
Он, когда-то никому неизвестный мальчонка из Архангельской губернии, стал священником всея Руси. Со всех концов матушки России ехали к нему, чтобы увидеть только, если возможно прикоснуться, а может быть, если получится, и попросить молитв. На нём исполнились слова Евангелия: «…в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21). В малом – это в своей жизни, в своём молитвенном правиле. Он был искренен и принципиален. Господь возвёл его на высокую ступень.
У того, кто себя оправдывает, жалеет, ищет послаблений, всегда кто-то виноват: ему здесь неудобно, там ему некомфортно, тут ему плохо… Подавай ему взбитую перину и прочее, и прочее. Конечно, Господь таких отвергает, отворачивает от них Своё пречистое Лице, хотя и даёт время на покаяние и исправление, потому что, если ты был неверен в малом, кто больше тебе даст? Это нам понятно.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский не только постиг мудрость духовной жизни и стал господином своего сердца, в полноте и совершенстве управляя своей душой и жизнью, но Господь ему открыл судьбы людей и судьбы нашей страны. Он, по существу, новый пророк в нашем Отечестве, вещал о будущем России.
Будущее нашего общества, государства – в нас и в наших детях. Как мы их учим благочестию, вере, любви? А ведь все это нужно закладывать с младых ногтей, потому что потом уже будет поздно.
Некоторые говорят:
– Пусть вырастет, а потом сам решит, какую веру ему принимать: христианство, ислам, иудаизм или просто жить в погоне за мирскими удовольствиями.
Но будет поздно. Человек наестся духовного яда, развратится и даже при желании своём не сможет следовать за Христом. Он будет духовным инвалидом, и вина этой духовной болезни будет лежать на его родителях и на обществе, которое создало такие условия.
Школа сегодня должна помнить о великом смысле, который она несёт, воспитывая полноценного гражданина. Ребенок должен воспринять на школьной скамье не только какую-то сумму общих знаний, а полноту культуры русского человека, его веру, историю.
Мы обращаемся сегодня к праведному Иоанну Кронштадскому (а настоящую фамилию его сейчас не каждый и вспомнит – Сергиев). Место его служения стало определяющим. Для нас место нашего служения, работы должно быть местом, где мы собираем Царствие Божие внутри себя, в своём сердце. Но Царствие Божие, как говорит апостол Павел, не пища и питие – это духовный мир. Оно нудится, то есть берётся усилием. Невозможно, лёжа на диване, на кровати, достойно жить. Поработать, послужить, отдохнуть, поесть хорошо? «Прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай»? Не получится! Нужно усилие над собой совершать. Небесное Царство наследует тот, кто совершает усилия в борьбе с грехами.
Да поможет нам в этом наследовании, в этом труде и следовании за Христом наш святой праведный Иоанн Кронштадтский.
С праздником всех вас, дорогие братья и сестры! Пусть радость сегодняшнего дня сохранится в вашем сердце как можно дольше. Эти радость и любовь пусть передаются нашим близким через дела, через внимание и заботу.
(40)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.