Митрополит Феодор: Государственность основывается на нравственности, на знании своей истории и на уважении к своим традициям и к своим корням

Слово митрополит Волгоградского и Камышинского Феодора после Божественной литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец в храме Святой Троицы г. Дубовки.

Приветствую вас с днем воскресным и с преддверием душеспасительного праздника Рождества Христова.

Сегодня читали Евангельский отрывок, один из самых труднопонимаемых для нашего сознания. Это потому, что Евангелист Матфей писал для иудеев, которым было очень важно понять, что Христос – Тот Самый обетованный Мессия, Который от Адама. Эта цепочка, перечисленная Матфеем, показывает непрерывность родства, убеждает, что Он не какой-то чужестранец, случайный человек, а именно законный Посланник Божий.

В этой череде имён мы встречаем с вами имена женщин и мужчин, некоторые из которых были, мягко говоря, не очень праведными, запечатлевшими свою жизнь каким-то тяжким, грубым грехом. Почему Евангелист их перечисляет? Он показывает, что Господь наш Иисус Христос не возгнушался человеческого греха, и нет той глубины нашего падения, куда бы Он не сошёл, чтобы нас воззвать от смерти к жизни и возвести от ада преисподнего в Царство Небесное.

Это укрепляет нас в вере, это нам, падающим каждый день и валяющимся в грехах, даёт крепость и надежду на то, что милостивый Господь и нас не постыдится, и не отвернётся. Только бы мы сами тянулись к Нему и говорили:

– Господи, я грешный человек, у меня много несовершенств, много немощей телесных, душевной нечистоты, но я без Тебя не мыслю свою жизнь – ни настоящую, ни будущую. Я испачкался, но Ты омой меня! Я заболел духовно, но Ты – Врач. Исцели! Я погибаю, но Ты – Спаситель. Спаси меня!

В этот день мы видим, как устами апостола Бог чтит тех людей, которые составили его семью. Как мы чтим свою семью? Как мы чтим своих отцов и праотцев? Сколько мы можем перечислить родственников своих, до какого колена? Спросите у любого, не только ребёнка, но и взрослого. Бабушка, дедушка, в лучшем случае прадедушка или прабабушка. На этом все.

А если мы посмотрим на кавказский регион или на Среднюю Азию, то увидим, что там намного лучше чтут свои корни. Может ли дерево, которое имеет неглубокие корни, удержаться, когда подует сильный ветер, когда будет буря и дождь? Оно упадёт, его вырвет смерч с его небольшими корнями. Но то дерево, которое укоренится, глубоко пустит в землю свои корни, удержится во всякой буре и ненастье. Так и человек, и общество, если имеет традиции, если имеет свою культуру, если чтит преемственность поколений, которая начинается, конечно, и прививается в семье, то очень сложно такой народ и такое общество не только победить, но даже сбить с пути истинного. Он чётко говорит:

– Нас так учили наши родители, наши деды, наши праотцы. Это наш путь. Мы идём чётко по этому курсу, выверенному не годами, а веками.

Те люди, которые не знают социальных основ своей жизни, очень легко поддаются на лукавые предложения:

– Слушайте, ну что вы взяли какую-то странную моду? Посмотрите на западе: вот та модель образования какая хорошая! Давайте у них возьмём. Почему бы нет? На самом деле, запад – это же вершина культуры, вершина технического прогресса. Давайте будем слепо их копировать…

Мы видим, что на протяжении многих лет это нелепое подражание другим странам, другим народам, другим культурам нас разрушает. Мы утрачиваем фундамент нашей социальной жизни, государственности. Потому что государственность основывается на нравственности, на знании своей истории и на уважении к своим традициям и к своим корням.

Когда мы утрачиваем эту преемственность, мы, как шарик воздушный, выпущенный в небо, носимы бываем ветром: куда нас понесёт, в какую сторону? И уж явно, что те советчики, которые пытаются нас оторвать от наших корней, не желают нам на самом деле добра. Желают нас лишить той силы, независимости, самостоятельности, того суверенитета, которым пока ещё мы с вами обладаем.

Зайдём в дом любого из здесь стоящих. Сможем ли мы увидеть на стенах или в серванте фотографии родителей, дедов, прадедов? Как раньше это было принято? И говорили детям, когда они еще только ходить учились:

– Вот, смотри, это твой прадед.

Ребенок гордился и знал, чьего он племени и духа. Понимал, что должен жизнью своей подражать и не срамить своих предков.

А сейчас что у нас на стенах? Большой телевизор, который говорит нам совсем о другом. Который не учит нас работать, познавать, совершенствоваться, а учит только угождать своей плоти, потреблять, потреблять, потреблять. Любое малейшее желание свое ты должен исполнить. Чуть захотелось есть – нельзя терпеть, ты что, вот съешь батончик шоколадный, или какой-нибудь гамбургер, или что-то ещё. И жизнь, как у жвачного животного – идет корова на пастбище и по ходу жуёт травку, кустики пощипывает.

И человек превращается в такое же животное: по ходу постоянно нужно ему выпить йогурт, чашку кофе, съесть конфету… и весь день угождение плоти. Это один большой желудок. О чем он может думать? О каком высоком? Интересует ли его Чайковский, Рахманинов, Есенин, Пушкин? Может, его интересует выставка художников-передвижников? Нет. Если и интересует, то только в новом виде, когда выходят без одежды, срамно и сказать, и выдают все это за искусство. Опошление! Вот эта пошлость интересна человеку современному, потому что она укладывается в рамки его мировоззрения. Здесь не нужны никакие корни, это перекати-поле. Подул туда ветерок –  он пошёл. Мода такая – туда, мода такая – туда.

Но у нас на Руси всегда было по-другому. Мы помним прекрасно сказку про трех поросят и про то, как нужно строить свой дом. Не бегать и не прыгать в поисках каких-то удовольствий, а потрудиться и для себя, и для подрастающих поколений. Дом, построенный дедом, использовался и отцом, и сыновьями, и внуками. Строили на века, уклад жизни передавался, любовь к своей земле, которую ручками пахали, любовь к своим родным и близким. Представьте себе: отдать мать в дом престарелых! Немыслимо! Умершего отца отдать в морг и в дом не занести, и только в ритуальном центре собраться, так сказать, послушать музыку какую-то траурную. Что это за Русь? Где наша культура? Где наша вера, где традиции, где корни?

Вот мы, православные – соль земли. Об этом говорит Христос. Он и напоминает, что если соль утратит свои качества, перестанет быть солёной (если соль лежит долго, например, на солнце, она теряет свои свойства), куда её девать? Нет ей применения: ни в удобрение она не годится, ни к столу. Выбрасывают вон. Так и верующий человек, который утрачивает Дух Святой, утрачивает свою «солёность», своё предназначение, бывает Богу неугоден. И речь не только об одном каком-то человеке, какой-то личности конкретной. Речь и о всём народе.

Сколько империй погибло, о которых мы сейчас только вспоминаем, перелистывая страницы учебников истории? Нет их. Где Вавилон? Где Персия? Но Россия держится благодаря Духу Святому, Который она хранит в своём сердце, в своей жизни, в своей традиции.

Будем и мы, особенно в сей праздник святой, почитать не только родственников по плоти Господа нашего Иисуса Христа, но и своих родственников. Изучим свою родословную насколько это возможно. Передадим её вместе с любовью трепетной нашим детям и внукам, чтобы они её сохранили и передали своим потомкам. И чтобы в этой родословной было и ваше имя! Иначе уже через три поколения про вас никто и не вспомнит. А как это горько!

Апостол Павел пишет в сегодняшнем послании, что святые подвижники, угодники Божии, которые скитались по горам и пустыням, жили как отребье мира, были в поношении, унижении, терпели мучения и смерть, в надежде исполнения обетования от Господа лучшего блага – Небесного Царства. При этом они, по словам апостола Павла, «не без нас достигли совершенства». Он говорит о связи духовной на протяжении сотен и тысяч лет: святые не просто так трудились, терпели муки, не просто так молились – они созидали духовно будущие поколения, в том числе и нас с вами. Если бы их не было, не было бы и нас. Но ради нас Господь терпел и их какие-то немощи, давал им силу и благодать.

Будем и мы трудиться каждый на своём месте, но и помнить, и хранить трепетно свои корни, свою православную веру.

С праздником!

 

(17)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели