Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя
Утром 6 января 2025 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Преосвященные владыки! Отцы, братья и сестры!
Всех вас поздравляю с наступающим великим праздником Рождества Христова. В тропаре мы поем: Возсия Христос Бог наш, Свет разума; и люди, которые изучают историю, могут спросить: а разве до Христа не было разума? Конечно, был! Разум во многом двигал человеческую историю, были в прошлом и великие философы, и великие инженеры. Достаточно посмотреть на египетские пирамиды, чтоб поразиться тому, как точно создавались эти грандиозные памятники, — они стоят до сих пор, спустя тысячелетия, и ничего не рушится, не падает. Был разум! И философия достигла таких высот, что до сих пор античную философию в университетах изучают.
Другими словами, никак нельзя сказать, что некогда не было разума и что разум, как свет, принес в мир Христос. Он не разум принес — разум был заложен при сотворении человека Богом, — Он принес свет разуму. Разум, интеллектуальная сила человека, способен реализовать себя и действовать в разных плоскостях. Мы знаем, что разум лежит в основе замечательных научных достижений, на основании которых создаются чудеса техники. Даже при жизни нынешнего поколения мы видим, как изменился мир, как во многих отношениях стало проще, лучше. Но, с другой стороны, как бы ни развивался разум, как бы ни изменял он мир, разум не снимает таких проблем, как жизнь и смерть. Более того, современный разум работает на смерть так, как никакие мудрецы и ученые предшествующих эпох не работали. Созданы такие виды оружия, которые могут просто уничтожить весь земной шар.
Так вот, Господь принес свет разуму или, проще сказать, мудрость. Мудрость, происходящую не от человеческого опыта, не от знаний, но мудрость свыше, которая должна управлять разумом. Эта мудрость дана Господом в Его слове, и если человек будет жить по Божиему слову, если он будет в Бога верить, а не надменно, в силу своего разума, с высоты своего «величия» посмеиваться, мол, кто еще в Бога верит; если он смирит себя пред Господом и свой разум поставит под волю Божию, — вот тогда человек может действительно на основе разума, образования, технологий, научных открытий строить мирную, спокойную и во многом счастливую жизнь.
Но для того чтобы было так, должен быть Божественный свет, который бы оплодотворял человеческий разум. Быть может, когда-нибудь осуществится такой синтез веры и разума, и уже не в масштабе отдельных личностей, как это и сейчас имеет место. Мне хорошо известно большое количество выдающихся ученых, наших и мировых, которые были и остаются верующими людьми. Редко цитирую с амвона светских философов или ученых, но всем же хорошо известно имя Эйнштейна. Это человек, который, наверное, сделал больше всех в сфере развития науки. И когда его спросили о вере, он ответил по-ученому, но ответил так, что и нашим современным безбожникам было бы хорошо это запомнить. Он сказал: моя религия — это глубоко прочувствованная уверенность в существовании высшего Интеллекта, который и определяет все. «Высший Интеллект», сказал Эйнштейн как ученый, но ведь это свидетельствует о том, что Эйнштейн верил в Бога. Он верил, что этот высший, как он сказал, Интеллект всем управляет. И добавил: этот высший Интеллект познается нами через доступный нашему познанию мир.
Эйнштейн считал, что изучение мира, открытие физических законов, законов устроения вселенной не может не привести человека к мысли о Боге. А ведь и сегодня множество ученых, сознавая, что без разумного Начала ничего не могло быть, также исповедуют Господа.
Я уже об этом говорил, но скажу еще раз. Считают, что нашей вселенной 14 миллиардов лет — так много, что и представить себе невозможно. И спрашивают: а как жизнь на Земле произошла? Ни на луне, ни на других планетах жизни нет — почему же она есть на Земле? Отвечают так: знаете, молекула прилетела. Скажите, во что легче поверить: в Бога или в молекулу, которая прилетела? Я современный человек, очень любил и изучал светские, в том числе точные, науки. Но я не могу поверить, что прилетевшая миллиарды лет назад на Землю молекула стала причиной нашего с вами бытия — это же сказка! Для чего же эта сказка вводится в оборот? А для того чтобы псевдонаучно доказать, что у бытия вселенной, бытия мира не было разумного начала.
Взгляните на небо, посмотрите на все, что нас окружает, вдумайтесь в слова Эйнштейна: моя религия — глубоко прочувствованная уверенность в существовании высшего Интеллекта. Эйнштейн не был человеком церковным, но он говорил, что высший Интеллект познается через изучение этого мира, его целесообразности, его красоты, потому что невероятная разумная сила заложена в саму вселенную, особенно во все то, что связано с нашей планетой.
Мы говорим сегодня на эти темы именно потому, что возсия свет разума, воссиял свет Божественный. И этот свет потушить невозможно, как невозможно с Земли потушить солнце или звезды. Поэтому всем, кто еще пытается его потушить, я советую оставить это никчемное дело. Только жизнь попусту проведете, как провели ее предшествующие поколения, которые верили, что все эти «религиозные предрассудки» рассыпятся и от них ничего не останется, как только в стране появятся образование и наука. А мы с вами живем уже в совсем другое время, в совершенно другой стране — но, скажите, разве наша вера стала слабее? Она прошла через такие испытания — через тюрьмы, лагеря, ссылки, — но мы существуем, храним веру православную и должны помнить, что на нашей стороне сила Божия. Мы можем быть физически слабыми, тем более что человек чаще всего серьезно задумывается о вере, когда входит в возраст. Иногда нам говорят: да у вас в храмах пожилые! Всякие есть, и пожилых много — так ведь это и правильно! Когда цели разбогатеть, сделать карьеру либо достигнуты, либо остались позади, тогда человек начинает задумываться: а что дальше? Ну, хорошо, 70 лет, 80 лет — а дальше? Что я, впустую жил? Вот человек и приходит к мысли о Боге — это вполне естественный процесс. Не потому что у пожилых склероз — среди них есть и ученые, и хорошо образованные люди. Но происходит осознание того, что конец не так уж далек, и человек начинает себя готовить к переходу в вечную жизнь. И правильно делает, поэтому нет никакого стыда в том, что людей за 40 и 50 у нас, может быть, больше, чем тех, кому от 20 до 30. Надо думать о вечности, но мы, православные люди, не должны связывать эту мысль ни с каким пессимизмом, потому что возсия Свет разума, Христос Бог наш, а мы с Господом. Да, мы грешные, слабые, но если у нас хватает сил на покаяние, осознание своих грехов, если у нас хватает сил приходить в храм Божий, по крайней мере в воскресные и праздничные дни, то уже это соединяет нас с Господом. Только очень важно хранить веру и не обращать внимания на тех, простите, слабоумных, которые говорят, что Бога нет. Такой человек слаб умом — в том смысле, что для него сокрыта перспектива, которую открывает вера в Бога, перспектива вечности, бесконечного развития человеческой личности — не в каком-то коммунистическом раю здесь, на земле, а в вечности.
Это наша с вами жизнь. Наша жизнь уходит в вечность, и если мы живем по Божиему закону, то мы и в вечности будем вместе с Богом. А что же может быть более важным для человека и образованного, и необразованного, и политика, и рабочего, и ученого, и водителя такси? Да ничего больше не может быть, если только человек начинает об этом думать. К сожалению, в жизни мы чаще всего думаем о другом, ну и винить в этом людей нельзя — забота о семье, о детях, о зарплате, о доме, обо всем, что вы лучше знаете, чем я. Но даже в этой суете никогда нельзя забывать о самом главном — о нашем предназначении к вечности, о нашей надежде на Бога и том, что эта Божественная вечность откроется перед нами в ответ на нашу веру и, конечно, наши добрые дела.
Вот в чем предназначение нашей такой короткой жизни, которая пролетает, как мгновенье, как звезда, которая сгорает и падает. Перед лицом вечности наша жизнь — мгновение, но это наше мгновение, и оно дано нам в первую очередь для того, чтобы мы прожили нашу земную жизнь так, чтобы Господь принял нас как своих чад там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
И да помогает Господь всем нам, народу нашему, некогда силой оторванному от веры, а теперь мало-помалу возвращающемуся к вере, обрести скорее эту веру, откинуть все предрассудки и стать в ряды тех, кто готов идти навстречу Господу, говоря: ей, гряди, Господи Иисусе, маранафа! (см.1 Кор. 16:22) Если будет так, то, конечно, Господь будет с нами, с Отечеством нашим, с народом нашим. А ведь все мы нуждаемся в помощи Божией. Как бы сильны мы ни были, какие технические средства мы бы ни использовали, для полноты человеческого счастья нам нужна именно близость к Богу, нам нужна жизнь вместе с Богом. И чем быстрее большинство нашего народа это поймет, тем более счастливыми будет наша жизнь и в этом мире, и в вечности.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим великим днем. Благословение Божие да пребывает над страной нашей, над Президентом нашим православным Владимиром Владимировичем Путиным, над властями, воинством и над всеми нами. Боже, храни Россию! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
(13)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.