РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Волгоградской епархии

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА

всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Волгоградской епархии

 

«Слава в Вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение»[1]

 

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

От всего сердца поздравляю вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа! Ныне хор горний и дольний ликующе восклицает:  «Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите. Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля»![2]

Среди непрерывных тревог нашего времени в эти спасительные дни нам особенно ярко светит Вифлеемская звезда, которая ведет нас, как некогда простых пастухов, под своды убогой пещеры навстречу к Примирителю неба и земли – Богомладенцу Христу.

 «Слава в вышних Богу, и на земли мир»[3] – сей торжественный гимн вот уже две тысячи лет наполняет немеркнущим светом любви все мироздание. «Ни одно из событий истории не было так возвещено: никогда небо не отверзалось, никогда не воспевали святые ангелы»,[4] – говорит святитель Лука Крымский. В этом событии нам открылась преизобильная любовь Божия, и духовными очами мы созерцаем великую благочестия тайну:[5] ныне «отроча родися нам, Сын, и дадеся нам.[6] Тот, перед Именем Которого преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,[7] теперь ради любви к Своему творению «преклоняет небеса и … снисходит к Своим рабам неизреченным и непостижимым снисхождением… Будучи совершенным Богом, Он становится совершенным человеком»,[8] чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины».[9]

 «Бог, придя в мир и сделавшись человеком, – пишет Симеон Новый Богослов, – соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом, и в этого человека, сделавшегося богом по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица»[10] и обитель у него сотворила.[11]

«В человецех благоволение»,[12] – благовествует Ангельский хор и сие чудное славословие небожителей возвещает о готовности человечества принять долгожданного Мессию. Ибо пришла полнота времен и, наконец, нашлась Та, Которая соединила Свою волю с божественной, Своим смирением и чистотой преклонила небеса и стала Непорочной Матерью Сына Божия. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священная сокровищница славы Божией»,[13] – воспеваем мы Богородицу в кондаке праздника введения Ее во храм Иерусалимский.

Вместе с Царем Небесным пришло на землю Его Царство, о котором возвещал Иоанн Предтеча, в которое призывает нас Господь Иисус Христос. Это Царство открылось всем людям и, чтобы никто не остался обделенным или обиженным, оно устраивается не в каком-то географическом месте, а внутри каждого из нас. «Царствие Божие внутрь вас есть»,[14] – говорит Божественный Учитель. Как отмечал митрополит Иоанн (Вендланд), «когда Царство Божие внутри нас, тогда благодатный мир с Богом, с совестью господствует над страстями и над человеческой суетой, поселяется в нашей душе. Тогда Царство Божие с нами и мир Божий среди нас».[15] Мы видим на примере святых праведников, что Царство Божие не приходит приметным образом по громкому воззванию трубы, а напротив – есть тихое и неприметное для человеческих глаз вхождение Духа Святого в сердца чистые и открытые, предуготованные покаянием.

Несмотря на тихость Царства и смирение Царя, требуется приложить определенные усилия, чтобы вступить в наследство. Сам Господь говорит: «Царство Небесное силою берется».[16] Это значит, что жизнь по вере не может протекать вяло и спокойно, без напряжения всех сил – духовных, душевных и телесных. Приобретая мир с Богом, мы вступаем в войну с дьяволом через непрестанную борьбу с грехом. Но чтобы победить грех, его нужно возненавидеть. По слову преподобного аввы Исаии, «имеется естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души».[17] Через ненависть к греху, как пишет Сергей Фудель, «начинается борьба человека за обретенное сокровище веры, его восхождение к совершенной любви».[18]

Предшествует любви страх Божий, который открывает все то, что нарушает волю Божию. «Страх Господень искореняет из души все грехи и всякий вид лукавства»[19] и ведет к царице добродетелей – любви, через покаяние. «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань».[20] И чтобы достигнуть сей благословенной пристани, необходимо действовать.

Так будем же и мы делателями любви. Вооружимся против греха делами добродетелей. В единстве духа[21] возвестим миру «великую радость»[22] о рождении в Вифлееме Богомладенца и Спасителя нашего. Проявим  милосердие, сострадание и внимание ко всякому человеку, находящемуся в скорби или беде: утешим болящих, порадуем тех, кто в печали, поспешим на помощь нуждающимся. Постараемся по слову апостола Павла, для всех сделаться всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых.[23]

От души желаю всем Вам, возлюбленная моя паства, доброго здоровья, горячей веры, непрестанной молитвы и духовной радости. Пусть свет Вифлеемской звезды всегда освещает Ваш жизненный путь в неуклонном шествии за Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

Божиею милостию, смиренный

ФЕОДОР

МИТРОПОЛИТ ВОЛГОГРАДСКИЙ И КАМЫШИНСКИЙ

Рождество Христово 2024 / 2025 г.

г. Волгоград


[1] Евангелие от Луки, глава 2, стих 14.

[2] Канон Рождеству Христову. Ирмос 1-ой песни.

[3] Евангелие от Луки, глава 2, стих 14.

[4] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Спешите идти за Христом.

[5] Ср.: 1-ое Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 3, стих 16.

[6] Книга пророка Исаии, глава 9, стих 6.

[7] Ср.: Послание Апостола Павла к Филиппийцам, глава 2, стих 10.

[8] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава I (45).

[9] 1-ое Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 2, стих 4.

[10] Преподобный Симеон Новый Богослов. Собрание Творений. Слова (1-52).

[11] Ср.: Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 23.

[12] Ср.: Евангелие от Луки, глава 2, стих 14.

[13] Кондак, глас 4-й на Введение во храм Пресвятой Богородицы.

[14] Евангелие от Луки, глава 17, стих 21.

[15] Митрополит Иоанн (Вендланд). Проповеди. Рождественское послани к духовенству и мирянам Ярославской епархии 07.01.1972 г.

[16] Евангелие от Матфея, глава 11, стих 12.

[17] Авва Исаия. Отечник (177).

[18] Фудель С.И. Путь отцов.

[19] Преподобный Антоний Великий. От. 5.

[20] Преподобный Исаак Сирин. Симфония по творениям преподобного Исаака Сирина. Слово 83.

[21] Ср.: Послание Апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стих 3.

[22] Евангелие от Луки, глава 2, стих 10.

[23] Ср.: 1-ое Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 9, стих 22.

(143)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели