Единственное сокровище — Христос!

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора после Божественной литургии в день праздника Обрезания Господня и дня памяти святителя Василия Великого в храме Казанской иконы Божией Матери г. Волгограда.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с сегодняшним великим праздником Обрезания Господня и днём памяти святителя Василия, прозванного Великим за его труды, подвиги, служение и наследие, оставленное им Святой нашей Матери Церкви. Наследие, которым до сих пор мы все с вами пользуемся.

Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают (Мф.7:19)  – так говорит Христос. Он, как истинный Садовник и Вертоградарь, ухаживая за духовным виноградом, приводит понятные аллегории из земной духовной жизни. Если у винограда не отсекать лишние ветви, то лоза всю свою силу потратит на ростки, в результате чего если и принесёт плоды, то мелкие и кислые. Чтобы виноград был сладким и крупным, нужно лишние ветки обламывать, иначе он станет диким.

Так и среди человеческого рода. Человечество одичало, и Господь, чтобы привить его к Себе, как к Истинной лозе, даёт завет – договор с избранным народом через праотца Авраама об обрезании – отсечении крайней плоти как символа того, что мешает развитию духовному.

Этим показывает, что израильский народ, в отличие от других, не является диким и непривитым, но богоизбранным, который Господь окультуривает, возделывает и ведёт ко спасению.

Прошли библейские времена. Наступило и празднует Евангелие, как мы читаем в великом каноне преподобного Андрея Критского. И прежний Завет устарел и назван Ветхим. В Новом Завете даётся замена прежним действиям: мы теперь отсекаем не физическую плоть, но духовно отсекаем свою волю и в таинстве Крещения становимся новым творением, новой тварью во Христе Иисусе.

В течение всей своей жизни каждый из нас должен продолжать культивировать своего духовного внутреннего человека, отсекая от него все пустые движения ума и сердца, которые суть: наше сладострастие, сластолюбие, сребролюбие, самолюбие… Если мы не будем этого делать, то не принесём доброго плода и одичаем, станем больше похожи на зверей, ибо страсти лишают человека образа не только Божьего, но и человеческого. Если же мы преуспеем в культивировании духовного сада своего сердца, то каждый из нас, по слову Евангелия, принесёт добрый плод: кто-то в тридцать раз, кто-то в пятьдесят, а кто-то и во сто.

Святитель Василий Великий был красивым человеком, который постоянно отсекал свою плоть, боролся с ней: она хочет есть и требует пищи, а он умертвляет её постом и воздержанием; плоть хочет спать на мягкой кровати, а он утруждает её бдением и спанием на камнях. Плоть хочет праздного времяпрепровождения, сладких звуков музыки, праздных бесед, а он одухотворяет её молитвой и вместо богатых одежд, которые он по знатности своего рода вполне мог бы носить, легко облачался в одну единственную срачицу, а ночью надевал власяницу, грубую ткань, вроде шинели – и то ночью, чтобы днём её не видели другие люди и не восхваляли его как подвижника. Таким образом, он отсекал ещё и тщеславие, и он созрел в мужа совершенна.

Обладая полнотой мудрости века сего, он преуспел во всех науках – и в естественных, и в медицине, и в юриспруденции, и в риторике. Во всех науках, которые преподавали тогда в Кесарии и Афинах – самых сильных центрах образования того времени. Он изучил эти науки на таком уровне, как некоторые могут изучить только один предмет. При этом святитель обладал и неизреченной высотой богословского ума, пребывая мысленно в Обителях Небесных, беседуя с Ангелами и святыми, совершая устроение Церкви Божией.

Его святое непорочное житие, его аскетический образ знаком нам всем: он был худ и немощен. Когда во время борьбы ариан с православными некий правитель пришёл ему угрожать, чтобы заставить прекратить писать слова и письма поддержки православным в этой борьбе – угрожал и темницей, и мучением, и лишением всего богатства – святитель Василий сказал:

– У меня нет имения и нет своего места. Всякое место, куда меня погонят, будет мое. Лишить меня чего-либо невозможно, потому что я ничем не обладаю. Единственное сокровище – Христос, Которого от меня не отнять. Что же касается угроз физического насилия, то чувствителен мне будет только первый удар, ибо я настолько немощен, что остальных уже не почувствую.

Речь этого столпа церковного поразила царедворца и он, придя ко двору императора, сказал:

– Мы пропали! Василий нас победил!

Победил словом, чистотой своей жизни, смирением, кротостью и любовью.

Вот и мы, возлюбленные братья и сестры, читая его житие, всматриваясь в духовный смысл праздника, будем помнить, что нужно каждый день превозмогать себя и делать не только через «не хочу», но и через «не могу». Тогда будет наш ветхий человек постепенно уменьшаться, а духовный укрепляться, ибо, по слову апостола Павла, всегда происходит война между духовным и плотским человеком – если один усиливается, то неизменно другой ослабевает, и наоборот.

Если мы хотим, чтобы духовный человек в нас вырос и стал сильнее ветхого, плотского, то нужно его кормить пищей духовной – это есть воздержание, молитва, добрые дела, смирение, кротость, вера, надежда и любовь.

Мы, с любовью почитая память святителя Василия, будем подражать ему, насколько это возможно в нашей современной жизни.

Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, поздравляю с сегодняшним праздничным днем!

(18)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели