Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений
28 января 2025 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное пленарное заседание XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно всех вас приветствую. И всякий раз, когда мы все вместе собираемся в этом огромном зале, я как человек, заставший очень трудные времена для жизни нашей Церкви в Советском Союзе, не могу оторваться от воспоминаний. Потому что этот зал был связан с партийными съездами, на которых, в том числе, провозглашались всякие, простите, бредовые идеи о том, что произойдут радикальные перемены в жизни страны и мы достигнем какого-то особого уровня развития, который не предполагает присутствия религии в жизни народа. Именно здесь, с этих трибун, провозглашались подобного рода идеи, которые, будучи озвучены самыми высокими представителями власти, воспринимались народом и нижестоящими руководителями как прямое указание к действиям. Но вот могли бы представить представители власти и те, кто наполнял тогда этот зал, что наступят времена, когда именно здесь, в зале, где проходили партийные съезды, где, в том числе, строились планы по полной ликвидации Церкви, религии, веры в стране, будут проходить такие собрания, как Рождественские чтения? И как не вспомнить слова «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76:14)? Наверное, в то время никто даже представить не мог этой картины, которую мы сегодня воспринимаем как торжественную, очень важную, но, в общем-то, практически обыденную. Здесь мы собираемся каждый год для того, чтобы обменяться мыслями, подумать о нашей работе, в первую очередь в области образования, воспитания, и, конечно, всем вместе помолиться. Помолиться о нашей стране, о наших властях православных, о народе нашем, о мире, дабы никакие силы не мешали поступательному развитию нашей страны и нашего народа.
Слово, которое я хотел бы обратить к вам сегодня, будет, конечно, связано с 80-летием Великой Победы, с памятью и духовным опытом поколений.
Мы с благодарностью вспоминаем подвиг наших предков, сумевших не только защитить родную землю и отстоять суверенитет страны, но и победить нацизм, дойдя до самого логова захватчиков, чья преступная идеология овладела умами миллионов людей. Однако выбранная для обсуждения тема затрагивает не только вопрос сохранения исторической памяти, что, безусловно, очень важно, и я об этом не раз говорил. Пять лет тому назад мы с особенным вниманием обратились к этой теме, отмечая 75-летний юбилей Победы[1]. С этой высокой трибуны мне довелось говорить о немалом вкладе Русской Православной Церкви в победу над нацизмом, о подвиге верующих, духовенства и епископата, о важности противостоять попыткам переписать историю и предать забвению страшные и вместе с тем славные страницы Великой Отечественной войны.
Да, несомненно, мы призваны к тому, чтобы хранить благоговейное отношение к подвигу нашего народа, к подвигу наших предков. Народ неблагодарный, впавший в историческое беспамятство и не помнящий родства, обречен на исчезновение. Об этом не думали наши атеистические лидеры, которые отсекали историю от настоящего, которые предавали историю даже не забвению, а сокрушительной критике. Они не понимали, что нельзя с нуля начинать историческое развитие, и ошиблись, потому что та духовная сила, та культура, которая была сформирована предыдущими поколениями, не переставала питать сознание и нравственное чувство и тех людей, которые были призваны партийным руководством к тому, чтобы уничтожить религиозное сознание, религиозную практику и построить атеистическое общество.
Но важно не забывать и о другой стороне вопроса, которая нередко остается в тени торжественных победных реляций. Сбережение памяти обеспечивается по-настоящему сохранением духовного опыта поколений, а этот опыт, в свою очередь, есть не что иное, как передача живой духовной традиции народа. Вот покуда есть эта передача духовной традиции, народ действительно сохраняет огромную духовную силу, способную противостоять самым грозным опасностям.
А почему это именно так, и почему мы задумываемся об этом? Немногим более 200 лет отделяет нас от победы в Отечественной войне 1812 года, и сейчас для многих из нас это в основном просто значимый факт истории. Но на протяжении многих десятилетий XIX и начала XX в. победа в Отечественной войне 1812 года была одним из ключевых культурных символов России. Эта тема оставила глубокий след в общественном сознании и нашла отражение во многих произведениях литературы[2], в живописи[3], в музыкальном творчестве[4], в архитектурных и скульптурных памятниках. Годовщины победы над Наполеоном торжественно отмечались на самом высоком государственном уровне. Всеобщей благодарностью за победу в Отечественной войне должен был стать, как вы знаете, Храм Христа Спасителя в Москве, который строился более 40 лет на народные деньги. В 1883 году храм в присутствии Императорской семьи был, наконец, освящен, что стало выдающимся событием в религиозной, культурной и общественной жизни страны. Но проходит менее 50 лет — и в 1931 году этот прекрасный символ великой победы великого народа был варварски разрушен пришедшими к власти большевиками, для которых народная святыня уже не имела никакого значения. Последующие 70 лет сие святое место пребывало в мерзости запустения.
Память, по словам академика Д.С. Лихачёва, «противостоит уничтожающей силе времени, преодолевает само время»[5]. Это так, однако память не живет изолированно, вне связи с живым духовным опытом поколений. Да, ее можно поддерживать какое-то время искусственно, запечатлевать и воспевать в произведениях искусства, но, утрачивая связь с духовной традицией, она постепенно меркнет и гаснет. Внешний пафос уходит, а на его месте обнаруживается незаполненная пустота.
Мы знаем, что, несмотря на декларируемый статус православного государства, каким себя, безусловно, считала Российская империя, Церковь, находившаяся под контролем государственной власти, была ограничена в своей деятельности. И хотя простой народ продолжал хранить преданность Христу и Его Церкви, значительную часть управленческих элит и интеллигенции поразила духовная болезнь — болезнь неверия и религиозного релятивизма, что и стало одной из причин революционных потрясений в России.
Очевидно, что успехи русской государственности и достижения русской культуры прежних веков были в значительной степени основаны на христианском духовно-нравственном фундаменте. Воспитанный и укорененный в православной вере народ вынес на своих могучих плечах грандиозные преобразования Петра I, масштабные начинания Екатерины II, Александра I и других Романовых.
Православная вера, христианская нравственность стали тем источником сил, благодаря которому сформировались ключевые качества национального характера, позволившие России и русской культуре стать по-настоящему великими: терпеливость, обостренное чувство справедливости, трудолюбие, выносливость, мужество, устремленность к высшим идеалам и ценностям.
Революция 1917 года и приход к власти атеистических сил ознаменовали строительство не только нового, исключительно материалистического государства, но и создание «нового типа человека». Кровавые репрессии в отношении Церкви и верующих были призваны искоренить всякие «религиозные предрассудки», окончательно разорвать связь времен. Но когда пришла беда и началась Великая Отечественная война, руководство страны обращается именно к христианским ценностям, к православному духовному наследию. Гонения на Церковь приостанавливаются, начинают популяризироваться образы героев прошлого: святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, праведного адмирала Феодора Ушакова, генералиссимуса Александра Суворова и других подвижников, чей пример самоотверженного служения и любви к Отечеству действительно вдохновлял и продолжает вдохновлять людей.
Христианские качества самопожертвования и мужества, готовности людей отдавать самое дорогое — свою жизнь — ради ближних и высоких идеалов защиты Родины проявились в полной мере в годы Великой Отечественной войны. Неслучайно война была объявлена священной, что обращало сознание людей к религиозной идее святости. И этот духовный ресурс, несомненно, был одним из факторов, вдохновлявших народ на борьбу до победы. Само использование слова «священная» по отношению к войне в то самое атеистическое время уже свидетельствовало о некоем повороте в сознании, в том числе в сознании власть имущих. И ведь все это сработало! Люди действительно восприняли защиту своего Отечества как свой священный долг.
Однако очевидно, что любой ресурс, если его не восполнять, неизбежно исчерпывается. В синодальную эпоху, несмотря на сложное положение Церкви, мощная духовная сила прорывалась через служение русского старчества и деятельность выдающихся проповедников и духовных писателей. Но в советские годы, как мы помним, даже это служение было максимально ограничено. Церковь была поставлена на грань выживания, что затрудняло ее просветительскую миссию.
Тем не менее, с обретением внешней религиозной свободы люди заинтересовались Церковью, многие крестились, обвенчались. Мы помним впечатляющий энтузиазм, сопровождавший первые десятилетия церковного возрождения в странах исторической Руси.
Однако Господь ждет от нас большего — Он ищет прежде всего нашего сердца (Притч. 23:26), ждет крепкой и зрелой веры, подтверждаемой реальными делами. И здесь мы подходим, быть может, к самому главному вопросу: что такое вообще победа? От того, какой образ побед прошлых и будущих мы имеем, в каком-то смысле зависит нравственное состояние общества и во многом судьба народа. «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа», — свидетельствует премудрый Соломон (Притч. 21:31). Бог — истинный Победитель и Источник победы. Искренняя обращенность к Богу делает народ сопричастным не только победам внешним, но и — главное — внутренним, духовным победам. Следует помнить, что настоящей победы не бывает без исправления жизни и без нравственного изменения. Как писал святитель Николай Сербский, «Божия воля отдаст победу тому христианскому народу, который будет хранить самую чистую и самую крепкую веру в Бога и со всей серьезностью соблюдать Божий закон»[6]. Путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего народа. Здесь нам всем предстоит напряженно потрудиться, чтобы избежать ошибок прошлого. Еще раз повторю: путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего общества. Поэтому Церковь занимается не десятым, не двадцатым делом в государственной повестке дня. Она занимается самым важным — воспитанием таких людей, которые способны формировать потенциальную силу народа и реализовывать эту потенцию даже в самые страшные моменты, когда требуется отдавать жизнь за свою Родину или когда своим трудом необходимо исправлять то, что требует исправления.
Ключевая роль в воспитании и нравственном формировании личности принадлежит, несомненно, образованию. Именно поэтому Церковь с особой настойчивостью свидетельствует о важности преподавания в школах предмета «Основы православной культуры», который рассказывает о духовной традиции нашего народа, приобщает человека к сокровищнице христианской православной культуры.
Один год изучения предмета в начальной школе — это формат, который был предложен религиозным организациям в качестве эксперимента. Всё показывает успешность этого этапа. Так почему же формат так и продолжает оставаться ограниченным? При том что есть общественный запрос — есть классы и даже школы с углубленным изучением православной культуры. По заявлениям родителей такие классы формируются в разных уголках России. Это нисколько не противоречит нашему законодательству и, конечно, отвечает требованиям времени. И что еще важно — из года в год мы видим рост процента выбора модуля «Основы православной культуры» среди родителей и законных представителей обучающихся. Впервые в этом учебном году выбор модуля «Основы православной культуры» вышел на первое место среди прочих и составил почти 42%. Ну, а начинали мы с совсем других процентов, как вы помните.
Еще раз повторю: мы не стремимся наращивать процент ради процента. Это просто показатель и той большой работы, которая проводится во взаимодействии Церкви, родительского сообщества и системы образования, и того запроса, который реально существует в нашем обществе. Для продолжения этой работы считаю важным включение в образовательные программы педагогических вузов и колледжей таких дисциплин, как «Основы православной культуры», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Нравственные основы семейной жизни» и др. Педагогическим вузам и колледжам может быть предоставлена свобода выбора из этих курсов, но важно, чтобы эти предметы, эти курсы были действительно внедрены в наше образование. Потому что, в конце концов, речь идет о самом главном. Речь идет о мировоззренческом, о нравственном выборе. Знания, которые человек в школе обретает, какое-то время сохраняются в памяти, а потом исчезают. Думаю, не все мы сейчас смогли бы сдать экзамен по алгебре, геометрии или физике. Но ведь то, что мы получили в школе, в значительной мере сформировало нас и помогло идти по жизненному пути.
Вот почему так важно, чтобы в школе преподавались Основы духовно-нравственной культуры народов России. По моему предложению была сформирована рабочая группа, которая в течение прошедшего года взаимодействовала с рядом государственных органов. Результатом ее работы стали договоренности о возвращении предмета в 5-е, 6-е, и 7-е классы. Предмет будут преподавать учителя истории. Считаю это возвращение важным для современной российской школы.
Еще 9 ноября 2022 г. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором говорится и об особой роли Православия в становлении и укреплении этих ценностей. За прошедшие два года реализован целый ряд проектов во исполнение положений этого Указа. Мы особенно рады тому, что в минувшем году депутаты Государственной Думы вместе с Правовым управлением Московской Патриархии разработали законопроект, направленный на дополнительную господдержку конфессиональных общеобразовательных организаций. Важно, чтобы эти школы получали государственную помощь в содержании и ремонте зданий, а также в обеспечении питанием младших школьников. К сожалению, многие конкретные механизмы реализации Указа до сих пор неясны и требуют продолжения рабочего взаимодействия представителей органов власти и религиозных организаций.
Еще раз подчеркну важность формирования личности, с детства осознающей свою причастность к великой культуре нашего народа. В основании этой культуры лежат традиционные духовные ценности; при этом, как сказано в Указе № 809, «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». И ведь это действительно так. И всё же, несмотря на это, эти ценности не просто порой попираются, но даже и перечеркиваются. Стыдливо затираются кресты на изображениях храмов и даже в государственной символике. Хотя стыдиться нужно не креста, а своего безродства и беспамятства. Как заклинание повторяют мысль о том, что Россия «многонациональная и многоконфессиональная». И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше государство в безнациональное и бесконфессиональное.
Обеспокоенность вызывают и факты, когда в высших учебных заведениях преподаватели гуманитарных дисциплин фактически подвергаются притеснениям за веру от своего руководства. Оказывается, даже в изложении истории России может быть «слишком много религии».
Большую обеспокоенность вызывает и распространение неоязыческих идей, в том числе и в образовательном пространстве. Но особенно опасно, когда эти идеи проникают в ряды военнослужащих. Нашим бойцам приходят письма и посылки с неоязыческой символикой, упоминаниями о каких-то диких псевдотрадиционных обрядах и талисманах, которые якобы призваны помочь. Усиление позиций разного рода тарологов, нумерологов и прочих мошенников от оккультизма, магии и псевдонауки на самых разных уровнях в нынешних условиях представляется как некая идеологическая диверсия.
Слава Богу, это заметили и начали соответствующую работу в этом направлении в Государственной Думе. Хочу выразить поддержку членам депутатской группы по защите христианских ценностей, занимающихся разработкой проекта Федерального закона «О запрете рекламы оккультно-магических услуг». Я уже говорил об этом на пленарном заседании Всемирного русского народного собора и еще раз хочу подчеркнуть — государство должно противодействовать массовому распространению оккультизма среди населения, публичному навязыванию через рекламу деструктивных религиозных учений и практик. Особенно внимательно необходимо отслеживать информацию о проведении новых псевдотрадиционных, а на самом деле неоязыческих мероприятий в образовательных организациях всех уровней.
Считаю важным поддержать инициативу о запрете в России сатанизма как экстремистского движения. Недопустимо, что до сих пор различные сатанинские секты, входящие в международное движение сатанистов, беспрепятственно проводят в нашей стране свои обряды, вербуют молодежь, открыто регистрируют свои группы и сообщества в социальных сетях. Задумаемся: в зоне проведения Специальной военной операции, на линии огня, наши бойцы готовы отдать свои жизни за ценности, которые явно попираются сатанистами! Это не просто какое-то волшебство, какая-то экзотика — это политически опасное явление, это идеология, которая разрушает наше национальное самосознание, а значит, ослабляет наш народ, провоцирует некое разделение в обществе. Причем во имя чего? Во имя поклонения идолам? Безумие!
Церковь несет в этом мире различные служения: пастырское, социальное, просветительское, молодежное, образовательное. Мне не хватит времени рассказать о каждом из них сколь-либо подробно. Надеюсь, что Высокопреосвященнейший митрополит Евгений представит нам сообщение о результатах работы за минувшее время.
Вести разговор о достижениях и успехах, с одной стороны, всегда приятно и легко. Но с другой стороны — это стезя опасная, полная искушений, главные из которых — самолюбование и высокомерие. Как сокрушался еще пророк Иеремия, люди все-таки с большей готовностью слушают возвещающих мир и благополучие, тешащих гордость и национальное самолюбие, нежели тех, кто справедливо указывает на ошибки и недостатки, желая вернуть трезвомыслие, рассудительность и укрепить нравственное чувство и совесть.
Церковь Христова как столп и утверждение Истины (1 Тим. 3:15) получила от Господа вместе со спасительной евангельской миссией и служение дерзновенного свидетельства о правде Божией. Наша задача — не изрекать легкомысленно «мечты сердца своего» (Иер. 14:14), потакая человеческим страстям и желаниям, но неустанно учить путям Господним, хотя бы это и встречало сопротивление мира сего. Этот голос не может умолкнуть. Мир, лежащий во зле (1 Ин. 5:19), хотел бы, чтобы голос Церкви был не слышен, чтобы мы стали солью, потерявшей силу (Мф. 5:13), чтобы мы перестали напоминать миру о вечных ценностях Евангелия. Но непреложно слово Писания: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).
Нас должно заботить вовсе не то, как мы сами себя называем или как мы выглядим, являемся ли мы неким ковчегом спасения в глазах окружающих народов. Нас должно волновать прежде всего то, какими мы предстаем в очах Божиих, насколько мы приблизились к исполнению Его заповедей, следуем ли мы Его словам в своей личной и общественной жизни. Сохрани нас Господь от того, чтобы, подобно ветхозаветному израильскому народу, мы услышали от Него слова: «Я устал миловать» (Иер. 15:6).
А потому будем усердно работать над самими собой и по мере сил и возможностей менять жизнь к лучшему, бережно хранить память о прошлом и с надеждой устремляться в будущее — к новым победам и свершениям, которые да благословит наш Господь и Спаситель!
Вот такими мыслями я хотел с вами поделиться сегодня, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, как Предстоятель Церкви, на которого Промыслом Божиим возложена сугубая архипастырская ответственность за народ Святой Руси. Эту ответственность в полной мере сознаю и благодарю Бога за то, что эту ответственность вместе со мной разделяет епископат, духовенство и большинство православного народа Святой Руси.
Сердечно благодарю вас за внимание.
***
[1] — XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения, проходившие с 26 по 29 января 2020 г., были посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники».
[2] — Например, в романах Г.П. Данилевского «Сожженная Москва», М.Н. Загоскина «Рославлев, или русские в 1812 году», Л.Н. Толстого «Война и мир», в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино» и др.
[3] — Например, цикл полотен В.В. Верещагина об Отечественной войне 1812 г.
[4] — Например, увертюра П.И. Чайковского «1812 год».
[5] — Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо 40.
[6] — Святитель Николай Сербский (Велимирович). Война и Библия. Гл. XIX.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
(5)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.