Неделя о мытаре и фарисее
Завтра, 9 февраля 2025 г. в Православной Церкви начинается подготовка к Великому посту. В этот день совершается богослужение первой подготовительной Недели, в которой Церковь напоминает нам причту о мытаре и фарисее.
Время подготовки к Великому посту включает в себя четыре воскресенья – Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном Суде (мясопустная) и Прощеное воскресенье (сыропустную неделю). Приготовление к посту Четыредесятницы — это древнее установление Церкви. Так, уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную. В IX веке митрополит Никомидийский Георгий составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. В богослужение включаются особые Евангельские чтения и песнопения, пробуждающие наши покаянные чувства.
Порядок служб подготовительных Недель и самого Великого поста помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и, охватывая 70-дневный период, заканчивается в Великую субботу.
Это сборник великопостных гимнов и молитв. На вечернем богослужении сегодня, 8 февраля, звучат песнопения на тему притчи о мытаре и фарисее.
Начиная с первой подготовительной седмицы к Великому посту и до воскресенья пятой недели Великого поста (девять воскресений подряд) на утрене после 50-го псалма поются покаянные тропари.
Церковь, используя пример мытаря и фарисея, напоминает о важности смирения как истинной основы покаяния и всех добродетелей, а также предостерегает от гордыни — главного источника греха, который оскверняет человека, отдаляет его от ближних и ведет к отпадению от Бога. Сам Господь явил смирение как путь к духовному возвышению, снизойдя до немощи человеческой природы и приняв образ раба (Флп 2:7).
Кондак, глас 4
Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания,/ и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных,/ покая́нием взыва́юще:/ Спа́се ми́ра,// очи́сти рабы́ Твоя́.
Ин кондак, глас 3
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви,/ и к Нему́ присту́пим гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся, Бог сый,// Отцу́ Собезнача́льный.
(12)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.