Митрополит Феодор: «Какие помыслы мы принимаем, с чем соглашаемся, так и живём»
Сегодня, 16 февраля, в Неделю о блудном сыне, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.
Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении архиерейского хора под управлением регента Марии Зимовец и архиерейского детского хора под управлением педагога Светланы Терниковой.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Александр Кабанов.
По завершение богослужения владыка митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом:
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с сегодняшним днём воскресным, попразднством праздника Сретения Господня и с приуготовительной Неделей к Великому Посту, именуемой о блудном сыне.
Мы сегодня слышали с вами Евангельское повествование и проповедь об этом очень важном сюжете, который готовит нас к духовному поприщу и позволяет по-новому посмотреть на свою жизнь, на свои поступки не только сегодняшние, но и прошлых дней жизни.
Блудный сын жил в доме своего отца в полном довольстве, в сытости, в комфорте, но имел долг трудиться на родителя и некое ущемление от старшего брата. Как-то он услышал от путешественников проезжающего каравана о том, что не так далеко, вероятно, есть какая-то страна, город с прекрасной жизнью: свободной, вольготной, где сплошная демократия, живут кто как хочет. Никаких тебе отцов, никаких тебе правителей и все удовольствия жизни.
Хорошая мысль, но есть два вопроса: на что там существовать и как туда добраться? Дорогу «добрые люди» показали и совет дали:
– Ты же наследник, зачем тебе ждать смерти своего родителя? Сейчас востребуй то, что тебе причитается по закону. Отец у тебя богатый – на эти деньги проживёшь безбедно долгое время. И не будешь так страдать ни от брата своего, ни от ненужной работы.
Послушал молодой человек хороший совет, переступил через стыд и сыновнюю любовь и пришёл к живому отцу требовать наследство. Отец все положенное дал ему и отпустил, потому что заставить любить невозможно, а жить в нелюбви, наверное, ещё хуже.
Этот сын, довольный, счастливый, ударился во все тяжкие, как говорится. Сразу оброс множеством друзей, которые помогали ему активно тратить его средства, вовлекали в новые и новые пагубные развлечения, пока он совсем не растратился. Оказался нищим: сначала жил в долг, а потом никто ему уже не давал не только денег, но даже и продуктов. Питался он тем, чем питаются свиньи, и то в очень ограниченном количестве, потому что хозяин, нанявший его на работу пастухом, жалел на него эти рожки. Плоды рожкового дерева имеют горько-сладкий приторный вкус, их много не съешь – вызывают тошноту и отторжение. Но и этой еды никто ему вдоволь не давал.
И он протрезвел:
– Вернусь домой.
А как? С каким лицом подойти к отцу? С каким чувством?
– Пусть будет стыдно, но зато хоть останусь живой, а здесь умру однозначно.
И он пошёл. Отец, отпустивший сына, отдавший ему наследство, не вычеркнул его из сердца, хотя в нашей жизни такое встречается часто. Он ждал его каждый день, вглядываясь в горизонт: не появится ли знакомая фигура?
И вот появилась. Но, конечно, она отличалась от той фигуры, которая уходила какое-то время назад. Это был совершенно оборванный, истощённый, измождённый бродяга, вообще мало похожий на человека.
Отец при всей своей власти – и духовной, и материальной – не сел на возвышение, на трон, не собрал всех своих домочадцев и слуг и не принял своего сына в официальной обстановке, сказав: «Так, так… Ну что, дорогой мой, погулял, отдохнул в свободе? Что скажешь? Видите, возлюбленные мои, вот к чему приводит непослушание! К чему приводит отторжение от отеческого дома!» Нет, всех этих моралей отец себе не позволил, потому что в них есть закон, но в них нет любви. А любовь побудила отца выйти навстречу и упасть на плечи своего оборванного блудного сына, омыть его скверну и одеть в новые чистые одежды, которые имеют и духовный смысл.
Сапоги на ноги – это значит, чтобы он ходил уже по стезям заповедей Божьих, чтобы не уклонялся на кривые дороги. Одежда – это обновлённая духовная риза, очищенная от скверны греха. Печать – символ не только богатства, но и власти, знак того, что этот сын практически равноправен своему отцу – соправитель. Печать прообразует и печать дара Духа Святаго, который мы получаем в Таинстве Миропомазания. То есть, ту благодать, которую блудный сын растратил в стране далече, он получает сугубо.
В нашей жизни бывают помыслы разной природы. Иные всеваются от лукавого – это злые помыслы, которые ведут нас к погибели, к неправильным поступкам, греховным. Бывают помыслы благие, добрые – подаются нам от Бога. А бывают те, что рождаются от нашего сердца. Если наше сердце не очищено от страстей, если оно пребывает в каком-то грехе, питается этим грехом, то и рождает соответствующие помыслы. Если человек любит утучнять своё тело – вкусно есть, сладко спать, пить вино, веселиться, то понятно, что помыслы будут у него все подобного рода и свойства.
Если человек старается вести богоугодную жизнь – воздержанную, молитвенную, то и сердце будет его вести по этому пути, подсказывать, от чего воздержаться, к чему стремиться, как стать более одухотворённым. И мы эти помыслы – и благие, и дурные – принимаем по-разному.
Есть несколько ступеней развития помыслов в человеке. Первая – это прилог: приехали путники и заговорили с блудным сыном. Тогда ещё он был не блудный. Не в его власти, не в его воле этих путников не пускать или остановить, но в его воле с ними не вступать в разговор. Но он вступил.
Далее идёт сочетание с этими помыслами: он обращает на них внимание, он не просто слушает, а эти помыслы принимает, соглашается с ними, сочетается. А потом, как только он их принял и согласился, то происходит пленение – эти помыслы завладевают его сердцем, и он становится уже несвободным. Они начинают его изнутри терзать и говорить:
– Давай, иди из дома, бросай всю эту работу. Ты здесь никому не нужен. Смотри, работаешь на отца столько лет, а там такие женщины, там такие дискотеки, там такие вкусные вещи!.. Бросай все это дело неблагодарное!
И вот с этими помыслами очень тяжело бороться. Если человек уже их принял, то думает только о том, как осуществить их реально в жизни. Переходит к действию.
И уже сам грех тоже имеет своё развитие. Бывает грех единичный, когда мы один раз совершили что-то нехорошее. А бывает, он повторяется, повторяется, переходит в навык, в привычку. Есть добрые привычки, а есть дурные. Грех, с которым человек не поборолся, не справился вовремя, превращается в страсть. Страсть – это духовный плен, оковы.
Об этом пленении поёт Святая Церковь, вспоминая историю израильского народа, когда он за своё нечестие и предательство Бога был порабощен и отправлен в Вавилон. Там, в этой далёкой, чужой языческой стране, евреи сидели на берегах реки и пели свои унылые песни, вспоминая о радостной жизни, которую проводили в Иерусалиме. Не хотели они работать для Бога, стали работать для совершенно чуждого им царя. И работать не по любви, не по согласию и даже не за вознаграждение, а как несвободные люди, как рабы.
Это образ человека, который не сумел или не захотел вовремя остановить развитие греха в своей душе. Мы сегодня очень внимательно не только слушаем песнопения, поучения Церкви, но и прислушиваемся к своему сердцу: что там происходит, какие помыслы нас влекут, на какую дорогу? Подальше от дома отеческого – от храма Божьего – влекут нас какие-то суетные дела, развлечения…
К чему все это приводит? К осознанию того, что мы поступили неправильно. Но вот вернуться в Отеческий дом может далеко не каждый блудный сын. Потому что грех разрушает человека, лишает духовной силы. И даже когда ты понимаешь, что делаешь неправильно, что так нельзя поступать, ты не всегда можешь остановиться, потому что потерял самую важную власть в своей жизни – власть над собой. И вот ты хочешь пойти к Отцу, хочешь пойти на исповедь, а тебе будто что-то мешает. Ты запланировал:
– Всё, сегодня вечером пойду!
И вдруг что-то происходит. Приходят к тебе друзья, или находится какая-то работа по дому, или ты заболеваешь. Масса каких-то ситуаций заканчивается одним и тем же – ты не пошёл в храм, ты не покаялся, ты не исправился.
Что происходит дальше? Человек осознает своё бессилие. И либо смиряется с ним: «Ну что же делать? Я раз попробовал, два попробовал… Ничего у меня не получается. Значит, видимо, это не для меня. Буду жить, как жил». И продолжает усугубляться в грехе. Власть дьявола над ним становится все больше, больше и больше.
Или в этом бедственном состоянии человек начинает рыдать в прямом и переносном смысле – плакать Господу:
– Господи, погибаю! Я в себе сил не нахожу, не могу даже в храм зайти, меня так лукавый водит! Помоги мне!
И вот, когда нами совершается сердечная молитва, Господь открывает двери Своего милосердия и мы вдруг чувствуем: что-то изменилось на метафизическом, на духовном уровне. И перед нами открылись те двери, которые были до этого наглухо забиты. У нас появился просвет. Очень важно успеть войти, потому что если мы будем думать:
– О, как хорошо! Ну, теперь то я схожу, может быть, завтра, может быть, послезавтра…
Но завтра и послезавтра двери эти снова закроются, и нам придётся предпринять ещё больше усилий, чтобы они открылись. Нужно всегда использовать момент, который даёт Господь ко спасению. Это как войти в двери последней электрички: если ты помедлишь в размышлениях, она не будет тебя ждать и уйдёт по расписанию, а ты останешься один на ночном перроне. И чем закончится эта ночь для тебя – большой вопрос.
Сегодняшняя притча, конечно, в первую очередь о помыслах. Помысел – это тот маленький руль, который управляет жизнью человека. Какие помыслы мы принимаем, с чем соглашаемся, так и живём. В духовной, в аскетической жизни очень важно следить не только за своими поступками, но и за своими мыслями. А чтобы у нас мысли были правильные, нужно формировать свой внутренний мир через чистоту сердца и ума, соблюдать воздержание, пост и читать богодухновенные книги – в первую очередь Священное Писание, творения святых отцов. Чтобы наш ум, как говорит святитель Феофан Затворник, как бы плавал в словесах Божественного Писания, и всё, что мы с вами делаем или хотим сделать, было бы ответом на вопрос: «Господи, а как Ты хочешь? Господи, а как нужно, как правильно?»
Если мы будем этот вопрос часто себе задавать, то избежим многого греха и больших ошибок.
В преддверии Великого Поста желаю всем вам, возлюбленные братья и сестры, сугубой благодати Божией, укрепляющей нас на всякое дело благое и доброе. Не ленитесь на добрые дела не только для себя, но и для своих ближних. Помните, что Царство Небесное собирается по крупицам. Если ты сегодня не успел эту крупицу собрать, неизвестно, будет ли у тебя завтра такая возможность. Торопитесь жить, потому что, может быть, сегодняшний день для нас окажется последним.
С праздником, помощи Божией. Храни всех Господь.
Фото: Константин Троицкий
(61)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.