Митрополит Феодор совершил Литургию в Неделю о Страшном Суде
23 февраля 2025 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Волгоградской епархии.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Марии Зимовец.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, митрополит Феодор прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Александр Кабанов.
В завершение богослужения правящий архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом:
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с днём воскресным, с днём, в который мы вспоминаем предстоящий всей вселенной Страшный Божий Суд.
Почему Суд – Страшный? Потому что само по себе событие будет совершаться в формах, совершенно доселе невиданных человеком: Господь явится в Славе Своей, Славе Небесной – так, что не только земля, но и небо поколеблется, и звезды ниспадут, и все стихии мира как бы раскроются. Это чрезвычайное явление, конечно, повергнет каждое живое существо – не только человека, но и небесных Ангелов – в особое душевное состояние. В состояние трепета и ужаса, ибо выдержать в полноте Славу Божию никто не в силах – только отчасти.
Почему ещё Суд – Страшный? Потому что откроются все тайные грехи человека, в том числе и наши слова, которые мы говорили втайне, под покровом ночи или вдали от знакомых и близких людей, но известные не только Богу и Ангелам, но и прежде усопшим нашим родным и близким, друзьям и знакомым. И откроются вообще всей Вселенной, всему человечеству от создания мира до этого самого страшного события. То есть грех каждого человека будет озвучен во всеуслышание. От одного только этого, если были бы в теле, мы, однозначно, умерли бы. Но тела в тот момент уже не будет – мы будем предстоять духовно на этом судилище.
Страшно ещё потому, что не только наши грехи будет Господь судить, но и наши – как нам казалось, добрые – дела.
У психологов есть такие тренинги, когда человеку дают задание придумать какому-то предмету различные назначения, кроме непосредственного, прямого. Например, стакан. Что можно сделать со стаканом ещё, кроме того, чтобы пить из него чай? Можно складывать в него тесто, можно лепить вареники, можно сажать в него рассаду, можно делать массаж спины и много чего ещё. Главное, чтобы второстепенные свойства не заняли главное место в предназначении человека.
В Псково-Печерском монастыре в 20 веке жил схиигумен Мелхиседек, который был плотником по специальности и делал для церквей и для монастырей киоты, иконостасы, резал искусно различные полочки церковные.
Случилось так, что однажды после трапезы он поправлял что-то у стены и упал с лестницы. Монастырский доктор констатировал смерть. Позвали отца Иоанна (Крестьянкина). Тот посмотрел и сказал:
– Нет, батюшка жив. Надо за него молиться.
К удивлению всех через некоторое время отец Мелхиседек пришёл в себя, странным взглядом обвёл окружающих… И с этого момента у него началась другая жизнь. После инсульта он был парализован и совершенно закрылся внутри себя. Его не интересовало ничто внешнее – никакие радости жизни, к которым мы с вами так стремимся.
Его спросили:
– Батюшка, когда с вами случился страшный случай и вы упали бездыханный, вы видели что-то в той, духовной, жизни?
Он ответил:
– Да, мне Господь открыл. Я увидел впереди цветущий луг – красивый, со множеством цветов благоуханных. На том лугу стоит Божья Матерь, прекрасная в Своём небесном сиянии. Но между нами большой глубокий ров, наполненный разными нечистотами. В этих нечистотах я увидел труды своих рук: иконостасы, киоты, иконы и прочее, прочее, прочее… Божья Матерь обратилась ко мне коротко, но очень строго:
– Мы ждали от тебя покаяния, а ты нам вот что принёс.
Очень важно, дорогие братья и сестры, понимать своё предназначение в жизни. Для чего тебя Господь поставил на земле? Что ты должен делать и чего ты делать не должен? А что делать можно, но не обязательно? Вот это рассуждение очень важно. Неслучайно святые отцы называли рассуждение самой главной из добродетелей.
Если мы сегодня будем задавать себе вопрос «то, что я делаю, угодно ли Богу? Для этого ли я живу на свете и дышу? Жизнь мне дана для этого или для чего-то другого?», то избежим если не Страшного Суда, то, по крайней мере, многих грехов, за которые нам придётся отвечать.
Суд человеческий и Суд Божий отличаются. То, что для человека прекрасно, приятно и хорошо, для Бога может быть совершенно отвратительно. Наша задача научиться смотреть на жизнь глазами Бога, через призму Его заповедей, через свет Его Евангельского учения. Начинается это ви́дение с того, что мы видим в ближнем своём Христа. «Что сделали ближнему, – говорит Он, – то сделали Мне».
Начнём же этот путь по исправлению себя и по устремлению навстречу Богу! Чтобы Суд оказался не столько страшной встречей, сколько вожделенной.
Сегодня заговенье на мясо. Завтра – последняя седмица перед началом Великого Поста, перед поприщем духовной битвы, в которую входит каждый православный христианин. Битвы со своими собственными страстями, войны с самим собой. Укрепи, Господи, всех нас и в предстоящей седмице, и на поприще Великого поста.
Фото: Зоя Казьмина
(84)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.