Торжество Православия

Традиция отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к IX веку, когда был учрежден этот праздник и составлен особый чин богослужения в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе, и о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли опасность для внутренней жизни Церкви и ее миссии в первом тысячелетии.

Византия изначально была оплотом христианства. Известно, что император Константин положил конец гонениям на христиан. Именно здесь проводились православные Вселенские соборы, активно развивались иконопись и храмовое строительство.

 В первой половине VIII века в обществе стало появляться все больше противников почитания икон. Иконоборцы видели в этом идолопоклонство. Наиболее активные взялись за уничтожения древних памятников – икон, фресок, мозаик, порой вспыхивали кровопролитные стычки. Византийский император Лев III поддержал ересь и наложил запрет на иконы.

Почти на 100 лет иконоборчество приобрело характер государственных гонений — с репрессиями, казнями, пытками. Даже после кончины ярого иконоборца императора Льва IV и созыва в Никее Седьмого Вселенского Собора в 787 году, утвердившего догмат о почитании святых икон, гонения продолжались ещё более полувека.

И только в 843 году во время правления царицы Феодоры запрет на иконы был снят окончательно. В первое воскресенье Великого поста, в Константинополе Патриарх Мефодий установил праздник, который с тех пор и отмечается, как Торжество Православия.

Изначально он был приурочен именно к победе над иконоборцами, но, в конечном итоге, стал праздником победы над всеми ересями, которые несут в себе искажение веры.

 «Но это не означает, что проблемы, которые становятся вызовами для нашей веры, ушли в прошлое. Каждая эпоха порождает подобные проблемы, и мы знаем, каким страшным оказался XX век, когда атеизм стал господствующей идеологией во многих государствах и, в первую очередь, в нашей несчастной стране. Как люди отказались от Бога…»

«Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни… Именно на преодоление этой, главной ереси современности, Церковь должна направить силу своего слова и мысли… Мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской». (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

Поэтому так важна сегодня общецерковная, даже всенародная молитва за преодоление заблуждений, вражды и сохранение спасительной веры православной.

Для общецерковной, даже всенародной молитвы о преодолении заблуждений, вражды и сохранение спасительной веры православной мы и собираемся в храмах в воскресенье первой Недели Великого поста на Торжество Православия. Особым чином совершается последование этого праздника в соборных храмах при архиерейском служении. Благодарно и радостно звучат молитвы, прославляющие подвижников веры и благочестия, грозно и предупреждающе — к тем, кто уклонился в ересь и раскол.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

 

(29)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели